Создано 03.11.2023
Бороться со спам-звонками предложили через «Госуслуги»
Зампред Совета по развитию цифровой экономики при СФ, член Комитета верхней палаты по конституционному законодательству и госстроительству Артём Шейкин предложил создать сервис по борьбе со спам-звонками на портале госуслуг. Письмо с таким предложением он направил в Минцифры РФ, пишут «Известия».
Сенатор предложил позволить гражданам через портал сообщать в Роскомнадзор о таких случаях, указывая номер, дату и время звонка. Ведомство, в свою очередь, сможет выявлять владельцев этих номеров, а затем передавать информацию в Федеральную антимонопольную службу.
Спам-звонки вызывают беспокойство граждан и их количество будет только возрастать
Артём Шейкин, член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству
В соответствии с действующим законодательством, телефонная реклама допускается только после получения согласия абонента на её получение. Так, запрещено использовать автоматические средства для набора абонентских номеров без участия человека, включая технологию автоматического обзвона.
В ФАС России уточнили, что для того чтобы привлечь юрлицо к ответственности за спам-звонки, нужны убедительные доказательства того, что во время разговора была передана реклама, что абонент не давал согласия на её получение, и что конкретной компании принадлежит программа, с помощью которой осуществляется автообзвон.
Эксперты, опрошенные изданием, положительно оценили инициативу, но заметили, что предложенный механизм нужно совершенствовать. Знание только номера телефона недостаточно для привлечения компании к ответственности за спам-звонки. В настоящее время автообзвон клиентов остаётся распространенной практикой из-за своей низкой стоимости. При этом сами мобильные операторы также предлагают решения для борьбы с этой проблемой, создавая свои сервисы.
В Минцифры РФ добавили, что у ФАС уже есть сервис, позволяющий оставить жалобу оператору на спам-звонок. На госуслугах существует функция, помогающая в борьбе с подменой номера телефона, которой пользуются мошенники.
Ранее Артём Шейкин рассказывал, что чаще всего телефонные мошенники совершают свои преступления, используя подмену абонентского номера, что затрудняет расследование таких преступлений. По его словам, до сих пор эффективной системы выявления и борьбы с такими звонками в России нет.
Сенатор также подчёркивал, что единая система позволит упростить процесс и обеспечит единый стандарт для «маркировки» вызовов, а также существенно расширит базу номеров организаций.