Обновлено 22.11.2021
Матвиенко: мемориал «полуторке» будет нести эстафету памяти, чтобы молодое поколение знало, какой ценой досталась Победа
Председатель СФ Валентина Матвиенко 22 ноября приняла участие в телемосте, посвященном 80-летию началу движения по Дороге жизни и открытию в музее «Прорыв блокады Ленинграда» памятника легендарной машине-«полуторке». Именно на таких автомобилях доставлялось продовольствие в осажденный город и были эвакуированы сотни тысяч его жителей. Спикер назвала символичным тот факт, что именно сегодня в экспозицию музея передается поднятая со дна Ладожского озера усилиями поисковиков машина. «Несмотря на свое изначально гражданское назначение, «полуторка» стала одним из признанных символов Великой Отечественной войны», — сказала Валентина Матвиенко, уточнив, что, благодаря этой «машине-солдату» с территории «большой земли» в Ленинград удалось доставить более миллиона тонн продуктов и предметов первой необходимости.
Она подчеркнула, что каждый рейс по Дороге жизни был настоящим подвигом: «нужно было преодолеть десятки километров ледяной пустыни — абсолютно открытого пространства, где невозможно укрыться от обстрелов и бомбардировок». Но, отметила Матвиенко, несмотря ни на какие риски, автомобильные колонны день за днем отправлялись в Ленинград, а по пути их встречала табличка с пронзительным напоминанием: «Каждая полуторная машина везёт продовольствие на 10 тысяч пайков, на 10 тысяч человек. Водитель, спасай эти жизни!».
Каждый рейс мог стать последним. Лед часто не выдерживал, и машины уходили под воду вместе с водителями. Такая судьба постигла и эту «полуторку». Она провела под водой долгих восемьдесят лет, чтобы сегодня предстать перед нами уже в качестве мемориала благодарности нашим героическим предкам. Теперь ей предстоит выполнять не боевые, а воспитательные задачи: нести эстафету памяти, чтобы молодое поколение знало и помнило, какой ценой досталась нам наша Победа
Валентина Матвиенко, Председатель СФ
По словам спикера, за историей каждой прошедшей по льду Ладоги «полуторки» стоят судьбы инженеров и водителей, солдат и офицеров, простых ленинградцев и тружеников тыла — всех, кто помогал городу преодолеть тяготы войны и выстоять в то страшное время. «Сегодня мы отдаем дань памяти каждому из них, воспеваем их бессмертный подвиг и сквозь годы благодарим за то, что они подарили нам жизнь и свободу», — заключила Валентина Матвиенко.
Напомним: по поручению Председателя СФ с 2020 года в Кировском районе Ленинградской области проводятся поисковые работы. В октябре прошлого года со дна Ладожского озера был поднят грузовой автомобиль ГАЗ-АА. Именно на таких машинах — «полуторках» — возили в осаждённый город продовольствие, а из блокадного Ленинграда вывозили обессилевших жзителей. Поднятую со дна Ладоги «полуторку» в рамках прошлогодних работ отправили в Шлиссельбург, где она была восстановлена.
Всего за страшную блокадную зиму 1941–1942 годов работавшие на Дороге жизни водители доставили в Ленинград 361 тысячу тонн грузов и вывезли полмиллиона людей — в основном женщин и детей. Неизвестно, какой ещё автомобиль в истории спас столько жизней.