Обновлено 26.02.2021
Международная конвенция о противодействии вмешательству в суверенные дела государств может быть разработана уже к декабрю 2021 года
Сенаторы готовят Концепцию проекта международной конвенции о противодействии вмешательству во внутренние дела государств. В ходе ее обсуждения на «круглом столе» в палате регионов глава Комитета СФ по международным делам Константин Косачев заявил, что в основе документа должен быть устав ООН.
Статья 41 7-й главы устава ООН дает Совету безопасности полномочия потребовать от членов ООН принятия мер не связанных с использованием вооруженных сил… Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических, железнодорожных, морских, воздушных и других сообщений, а также разрыв дипломатических отношений
Константин Косачев, глава Комитета СФ по международным делам
Сенатор предложил указать в проекте Концепции 12 возможных форм реагирования одного государства на происходящее в другом, если события вызывают негативную реакцию. По мнению сенатора, есть 6 вариантов реакции с уважением суверенитета и столько же с его нарушением.
Так, самая мягкая реакция — корректное публичное заявление о несогласии с позицией зарубежных коллег. Следом идет критика, затем приостановка проектов международного сотрудничества и в итоге введение санкций. Пятую строчку «уважительного» списка занимает понижение уровня дипотношений, вплоть до отзыва посла, а самая жесткая реакция — разрыв дипотношений, считает Константин Косачев.
Далее сенатор назвал то, что «уже непозволительно, что является нарушением суверенитета, что должно быть запрещено в рамках концепции». Это в первую очередь поддержка оппозиционно настроенных политических и гражданских сил в другой стране с целью разогрева протестов. Следом идет введение санкций экономического и политического характера на акторов в другой стране, заявил Константин Косачев. Он напомнил, что сам находится под санкциями США, Канады и Украины.
Три самые жесткие меры, по мнению парламентария, это делегитимизация власти в другой стране (призыв к отставке действующего лидера), поддержка вооруженной оппозиции и, наконец, крайняя форма нарушения суверенитета — применение военной силы, то есть интервенция.
Глава Временной комиссии СФ по защите госсуверенитета Андрей Климов отметил, что Концепция должна учитывать право каждой страны обеспечивать свой суверенитет всеми законными способами.
Право государства обеспечивать свой суверенитет всеми законными способами надо подчеркивать и исключить при этом вмешательство в суверенные дела других государств. То есть, защищая себя, мы не можем делать это их же методами на чужой территории
Андрей Климов, глава Временной комиссии СФ по защите государственного суверенитета и недопущению вмешательства во внутренние дела РФ
Сенатор подчеркнул, что текст документа должен корреспондироваться с нормами, заложенными в Конституции России, например, о том, что «РФ принимает меры по поддержанию международного мира и безопасности, обеспечению мирного существования государств и народов, недопущению вмешательству во внутренние дела государств».
Андрей Климов отметил, что речь идет о непозволительности вмешательства во внутренние дела не только нашего государства, но и «в широком смысле слова». Основной закон страны обязывает проводить эту работу глобально, считает сенатор.
В Министерстве иностранных дел РФ поддержали идею создания международной конвенции. При этом директор Правового департамента МИД РФ Евгений Загайнов заявил, что сегодня в мире продолжает расти «поляризация международных отношений» и «следует ожидать еще большего противодействия идее универсальной конвенции о невмешательстве, в том числе и на площадке ООН».
Константин Косачев подчеркнул, что для разработки проекта концепции сенаторы и эксперты должны объединить усилия внутри страны, а для работы над непосредственно Конвенцией — необходимо заручиться поддержкой коллег извне. По мнению сенатора, завершить работу возможно уже в декабре текущего года.