Создано сегодня в 13:44
Потерпевших в ДТП от водителей без ОСАГО хотят освободить от судов с ними
В России могут ввести норму, согласно которой, если у потерпевшего в ДТП водителя есть полис ОСАГО, то страховая компания сначала возмещает ему ущерб, а затем взыскивает эти средства с виновника ДТП, у которого этого полиса нет.
Сейчас при отсутствии ОСАГО у ставшего инициатором аварии автомобилиста потерпевший имеет право на компенсационную выплату только в счёт возмещения вреда, причиненного его жизни или здоровью. Выплата осуществляется профессиональным объединением страховщиков. Если в результате ДТП причинён вред имуществу потерпевшего, то он будет вынужден обращаться в суд и в рамках гражданского процесса пытаться взыскать с виновника, не имеющего полиса ОСАГО, необходимую сумму. Этот процесс может затянуться на годы, особенно в том случае, если виновником стал гражданин другой страны.
В пояснительной записке к инициативе приводятся данные Российского союза автостраховщиков (РСА), согласно которым на октябрь 2024 года из 36 млн водителей в стране не оформили полис ОСАГО от 2,5 до 3 млн человек.
Первый замглавы Комитета СФ по экономической политике Иван Абрамов назвал предложение верным, но призвал внимательно посмотреть на ресурсы автостраховщиков. В разговоре с «СенатИнформ» он пояснил, что, если их достаточно, и компании собирают ощутимо больше средств, чем тратят, то надо упрощать жизнь автолюбителям.
Главное, чтобы это не привело к удорожанию страхового полиса, а то страховщики могут заранее переложить на плечи добросовестных водителей с точки зрения финансов свою будущую необходимость взыскивать средства
Иван Абрамов, первый зампред Комитета СФ по экономической политике
Авторы отметили, что сейчас единственным действующим механизмом, который позволяет защитить интересы водителей, оформивших ОСАГО, при отсутствии у виновника аварии такого полиса, является суброгация. Механизм подразумевает покупку отдельного страхового продукта, который гарантирует, что в случае ДТП с водителем, не имеющим ОСАГО, потерпевшему возмещает ущерб его страховая, а потом взыскивает расходы с виновника. Таким образом, вся тяжесть последствий в любом случае перекладывается на добросовестного водителя, которому приходится нести дополнительные расходы на ещё одну страховку.
«СенатИнформ» сообщал, что с 27 января Центробанк расширил границы тарифного коридора по ОСАГО в обе стороны: на 11,57% для общественного транспорта, на 20% для мототранспорта и грузовиков с разрешённой максимальной массой 16 тонн и ниже.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) сообщали, что в 2024 году всего было оформлено 43,7 млн классических полисов ОСАГО, что на 5,5% больше, чем годом ранее.
Наше издание писало, что чистая прибыль автостраховщиков в прошлом году может дойти до 340 млрд рублей, а на возмещение ущерба компании тратят гораздо меньше, чем должны.
В этом году на сайте «Госуслуги» должна заработать система уведомлений о сроке действия полиса ОСАГО.