← Назад

Обновлено сегодня в 13:01

Российским студентам не хватает практики и стажировок

студенты лекция урок практика

Фото: Пресс-служба Департамента образования и науки города Москвы/ Mos.ru

Опрос студентов российских вузов показал, что многие из них хотели бы сами выбирать, какие предметы изучать, и иметь больше возможностей для прохождения практики во время учёбы. Зампред Комитета СФ по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева сказала «СенатИнформ», что практика — необходимая часть обучения, и она должна соответствовать современным требованиям.

Исследовательско-коммуникационная платформа «Неравнодушный человек» провела опрос в 488 российских вузах и филиалах в результате которого выяснилось, что организацией учебного процесса в целом удовлетворены 78% студентов, 15% обучение не устраивает, а 7% затруднились с ответом. 26% молодых людей считают важным сбалансировать количество аудиторных занятий, самостоятельной работы и практики, пишут «Ведомости». Четверть опрошенных хотели бы расширения сети партнёров для прохождения практики и стажировки. 22% студентов выступили за изменение расписания занятий и гибкий график обучения. 23% респондентов указали на необходимость улучшения материально-технической базы вузов. 

Исследование показало, что если раньше для студента главным приоритетом был сам факт получения диплома, то теперь для большинства важна востребованность на рынке практических навыков, приобретённых в вузе. И почти треть молодых людей хотели бы самостоятельно выбирать дисциплины для обучения.

По словам сенатора Екатерины Алтабаевой, практическая подготовка – необходимая часть обучения. Особенно это важно для будущих инженеров, педагогов, врачей.

В учебных программах, особенно на старших курсах, нужно обязательно предусматривать практику и стажировку, чтобы студенты могли попробовать применить свои навыки в реальной рабочей обстановке

Екатерина Алтабаева, зампред Комитета СФ по науке, образованию и культуре

Практика уже сейчас существует в вузах, но её следует актуализировать с учётом современных требований, считает Алтабаева. Для этого нужна соответствующая производственная база, которая есть не во всех образовательных организациях.

Что касается выбора учебных дисциплин, не нужно полностью отдавать это на усмотрение студентов, уверена сенатор. Она отметила, что в вузах есть учебные планы, для разных специальностей утверждены стандарты подготовки, и нужно им следовать. Молодые люди могут выбрать какие-то предметы для более углублённого изучения – как самостоятельного, так и в рамках специализации.

Как писал «СенатИнформ», со следующего учебного года Минобрнауки будет устанавливать количество платных мест в вузах, исходя из данных об их среднем числе за последние три года. Регулирование коснётся тех специальностей, представителей которых на рынке труда и так в избытке.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко подчёркивала, что дело не в количестве студентов в вузе, а в уровне их обучения. При этом она уверена, что следует делать акцент на региональные высшие учебные заведения, чтобы молодые люди оставались учиться в своих регионах.

Напомним, что вложения компаний в образовательную деятельность российских университетов выросли в 2024 году на 14% по сравнению с 2023 годом. Чаще всего бизнес финансирует именные стипендии или целевые контракты со студентами.

Это интересно
  • Точки Роста – инновации в России. Новые производства и технологии.
    НеИностранец - как живут иностранцы в России?