Создано 12.12.2022
Сенатор Исаков: у каждого управленца в стране должно быть инклюзивное мировоззрение

В Конвенции ООН о правах инвалидов есть статья о праве людей с инвалидностью заниматься спортом — любым, каким захотят, и специальным, адаптированным для них. Поэтому необходимо обеспечить доступность зданий, сооружений, спортплощадок, а детям с инвалидностью — равный доступ к занятиям физкультурой в школах, которые учебное заведение должно поощрять, а также находить адаптивные варианты физических упражнений, если есть необходимость. Об этом заявил «СенатИнформ» член Комитета СФ по экономической политике Эдуард Исаков.
Сенатор напомнил, что в России принята Стратегия развития физической культуры и спорта, согласно которой к 2030 году доля людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов, систематически занимающихся физкультурой и спортом, должна вырасти до 70 %. Для достижения целевого показателя нужно применять инклюзивный подход, заметил Исаков, добавив, что важным аспектом инклюзии является организация смешанных групп, позволяющая привлекать к занятиям большее количество людей.
При этом многие россияне под «инклюзией» всё ещё понимают пандус для инвалидной коляски, установленный у входа в помещение, что не совсем верно.

Инклюзия — это не пандус и вообще не только “доступная среда”, хотя, разумеется, среда должна быть именно такой. Мало того, это не только про детей с особенностями развития. Слово “инклюзия” переводится как “включение”, это про то, что каждый в нашем непростом мире нуждается во внимании, про диалог
Эдуард Исаков, член Комитета СФ по экономической политике
Парламентарий отметил, что инклюзивные занятия дают возможность объединять группы по схожим видам спорта в отделениях физкультурно-спортивных учреждений по волейболу, пауэрлифтингу, плаванию, баскетболу на колясках, настольному теннису, бочче и сноуборду. «Тем самым создаётся не только безбарьерная среда для занятий физической культурой и спортом, но и повышается уровень спортивной подготовки спортсменов с инвалидностью», — сказал он.
Кроме того, внедрение инклюзивного подхода очень актуально для сельских территорий, где нет специализированных учреждений для людей с инвалидностью.
При этом несмотря на значительный прогресс в последние 20 лет, в России существует необходимость совершенствования законодательного и нормативного правового обеспечения, а также практических механизмов осуществления межведомственного взаимодействия между участниками реабилитационного процесса при реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов (ИПРА). В связи с этим возникают затруднения при разработке и реализации межведомственного реабилитационного (абилитационного) маршрута каждого инвалида с учётом его индивидуальных потребностей.
«Только совместное участие органов государственной власти, сообщества, бизнес-структур позволит найти конструктивные решения по преодолению всех возможных барьеров на пути вовлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и членов их семей к систематическим занятиям физической культурой и спортом», — подчеркнул Исаков.
По его словам, необходимо разработать систему мероприятий, формирующую толерантное отношение к людям с инвалидностью, развивающую лучшие человеческие качества — ответственность, сострадание, потребность помогать и уважать достоинство другого. Также нужно формировать открытость к инклюзии.
Таким образом сейчас проводится активная работа над формированием программы комплексного непрерывного сопровождения бойцов, получивших инвалидность после СВО. И в Комитете СФ по обороне и безопасности с участием Комитетов СФ по экономической и социальной политике 13 декабря состоится первое совещание по данному вопросу с привлечением всех профильных ведомств.
«Убеждён, что человек с инвалидностью, ранее бывший невидимым, потому что не включен в общество, вновь должен стать “невидимым” — но уже потому, что его присутствие нормально, привычно и не вызывает повышенного интереса. Это не значит, что мы не обращаем внимание на его особенности, но мы при этом ценим каждого, понимая, что каждый может участвовать на равных создав инклюзивное пространство», — отметил Исаков.
Он добавил, что у каждого управленца должно быть инклюзивное мировоззрение. При этом важно, чтобы инклюзия была незаметной, чтобы «человек чувствовал себя принятым, и это было как само собой разумеющееся, а не снисхождение и не благотворительность».