Обновлено 10.11.2022
Сенаторы не верят, что в рамках программы инвестквот на вылов краба компании построят все обещанные промысловые суда
При рассмотрении закона о перераспределении квот на вылов рыбы, если он поступит в палату регионов, Минпромторг и Минсельхоз приглашены на обсуждение документа. Об сказал первый вице-спикер СФ Андрей Яцкин на открытом диалоге с главой Росрыболовства Ильёй Шестаковым.
Ранее Госдума приняла в первом чтении законопроект об инвестквотах на вылов водных биоресурсов. Документ предусматривает изъятие в 2023 году у пользователей и дальнейшее перераспределение всей квоты вылова водных беспозвоночных, закреплённой за ними по действующим договорам до 2033 года, а также проведение второго этапа механизма выделения инвестиционных квот.
Первый этап запустили в 2017 году. Программа предполагает, что государство выделяет компаниям квоты на вылов биоресурсов взамен строительства компаниями рыболовных судов и рыбоперерабатывающих заводов.
Глава Росрыболовства Илья Шестаков заявил, что без решения о внедрении инвестиционных квот средний возраст флота к 2030 году составил бы более 40 лет, и суда стали бы непригодны для последующей модернизации. «По итогам первого этапа произойдёт обновление на 80% флота Северного бассейна и на 40% — флота Дальнего Востока, который обеспечивает 70% всего улова в стране», — сказал он.
При этом, при условии реализации первого этапа программы к 2030 году возраст судов сократится до 21 года, а после реализации второго — флот омолодится ещё в среднем на 9 лет. «В России будет самый современный флот, новые рабочие места, устойчивое развитие социально-экономическое приморских территорий и страны в целом», — убеждён Шестаков.
В палате регионов, правда, его оптимизм не разделяют. По словам члена Комитета СФ по экономической политике, сенатора от Камчатки Валерия Пономарёва, программа инвестквот показала, что отечественные верфи не готовы к масштабному строительству, которое идёт с большим отставанием. Об этом в ходе открытого диалога говорили и другие сенаторы. В частности, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель Приморского края Людмила Талабаева назвала «сказками» заявления о строительстве новых рыболовецких судов.
Глава департамента судостроения и морской техники Минпромторга РФ Борис Кабаков, тем не менее, заверил, что ведомство планирует построить все промысловые корабли.
Я вас приглашаю персонально, курирующего заместителя министра, при возможном обсуждении этого законопроекта, когда он будет в СФ, стоять на трибуне вместе с замминистра сельского хозяйства Лебедевым. Вы ответите по первому и второму этапам
Андрей Яцкин, первый заместитель Председателя СФ
Обращаясь к Кабакову, парламентарий подчеркнул, что ответственность за рассмотрение законопроекта будет распределена между Минсельхозом и Минпромторгом.
В свою очередь, Шестаков признал, что есть определённые замечания к соответствующему проекту закона и спикер СФ Валентина Матвиенко их высказывала, но представители профильных ведомств готовы «обсудить все вопросы с сенаторами, чтобы снять все замечания».
Он также рассказал, что в целом инвестиции в рыболовство и рыбоводство за 5 лет выросли в 2,7 раза и составили в 2021 году 77 млрд рублей.
В начале октября Председатель СФ Валентина Матвиенко предупредила Илью Шестакова, что верхняя палата не поддержит закон о втором этапе распределения квот на вылов краба в России, поскольку рыболовецкие регионы и профессионалы отрасли выступают против этой инициативы. Спешка, с которой глава Росрыболовства пытается «продавить» закон, неуместна, и лучше направить энергию на переговоры с рыболовецкими предприятиями, сказала спикер на пленарном заседании верхней палаты в ходе «правительственного часа» с главой Минсельхоза Дмитрием Патрушевым.
В 2016 году по инициативе Минсельхоза в федеральный закон о рыболовстве были внесены изменения — появились так называемые «инвестиционные» квоты на добычу водных биоресурсов. Согласно поправкам, с 2019 по 2024 год 20% квот, имеющихся у рыбодобывающих предприятий, распределяют между компаниями, которые строят рыболовецкие суда и береговые перерабатывающие заводы. Но планы пока не реализованы в полном объёме.