Обновлено 23.03.2022
Спикер СФ внесла в Госдуму законопроект, в котором предлагается уточнить правила использования географических наименований в товарных знаках
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и глава Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова разработали законопроект, направленный на защиту товаропроизводителей и создание условий для эффективного продвижения региональных брендов.
Изменения позволят сохранить право на использование наименования географического объекта за производителями, имеющими отношение к конкретному региону. Одновременно потребители смогут получать достоверную информацию о месте производства товара, исходя из товарного знака.
Как отметила Лилия Гумерова, разграничение института товарных знаков и института географических указаний (ГУ) и наименований мест происхождения товаров (НМПТ) стало необходимым после появление в законодательстве географического указания как объекта интеллектуальных прав.
Многие заявители, выбирая обозначение для регистрации его в качестве товарного знака, осознают ценность и привлекательность для потребителей использования в составе такого товарного знака наименования географического объекта. При этом в отличие от коллективного права, присущего географическим указаниям и наименованиям мест происхождения товаров, исключительное право на товарный знак носит монопольный характер
Лилия Гумерова, глава Комитета СФ по науке, образованию и культуре
Уточняется, что наименования географических объектов должны свободно использоваться всеми производителями, чьё производство или офис находится в границах географического объекта, наименование которого включается в товарный знак.
Если отношения к региону нет, это «наносит ущерб не только местным региональным производителям и самому региону, но и потребителям, вводя их в заблуждение относительно места производства товара», подчеркнула сенатор.
Потому авторы документа предлагают уточнить основания для отказа в регистрации в качестве товарного знака — ими станут ложные обозначения относительно места производства товара или те, что способны ввести потребителя в заблуждение.
Кроме того, учитывая интересы бизнеса, решено снять запрет на регистрацию товарных знаков «сходных до степени смешения» с ГУ и НМПТ в отношении любых товаров, введя условие об их однородности.