← Назад

Создано 28.07.2023

Совет Федерации одобрил закон о северном завозе

Промышленный морской порт под пасмурным небом

Фото: wirestock/ freepik

Закон, регламентирующий в Российской Федерации процедуру северного завоза, одобрен сенаторами в ходе 550-го заседания верхней палаты.

Согласно тексту документа, северный завоз — комплекс организационных, транспортно-логистических мероприятий по регулярному, бесперебойному снабжению грузами населения территорий северного завоза, а также финансовых механизмов обеспечения такого снабжения.

Закон делит все грузы северного завоза на три категории: к первой относятся те, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, ЖКХ и энергетики — это социально значимые продовольственные товары, непродовольственные товары народного потребления первой необходимости, лекарства и медизделия, лечебное питание, топливно-энергетические ресурсы, горюче-смазочные материалы. Во вторую категорию войдут грузы для государственных и муниципальных нужд, в третью — все остальные.

Федеральный координатор северного завоза, назначенный Правительством, будет определять ежегодную потребность в грузах северного завоза на три года, их номенклатуру и объём. Кабмин должен будет определить и перечень территорий северного завоза.

Согласно закону, будет создан единый морской оператор северного завоза — он определяется Правительством на 15 лет. В его обязанности входит обеспечение регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами. Оператор будет утверждать маршрут и график движения судов. Основы ценообразования на услуги единого морского оператора и правила регулирования тарифов на такие услуги пропишет кабмин. Начать работу единый морской оператор должен не позднее 1 января 2026 года.

Кроме того, будет создана Федеральная государственная информационная система мониторинга северного завоза. Она будет собирать, обрабатывать, хранить, размещать информацию о северном завозе, проводить учёт грузов, мониторить их движение, осуществлять планирование, своевременно выявлять риски возникновения сбоев в поставках и оперативно принимать меры по их предотвращению. ФГИС будет осуществлять специальную маркировку грузов и учёт стратегического запаса. Закон должен вступить в силу 1 апреля 2024 года.

При рассмотрении инициативы первый замглавы Минвостокразвития РФ Гаджимагомед Гусейнов рассказал, что совместно с профильным комитетом была создана рабочая группа, координировала работу которой вице-спикер СФ Галина Карелова. В эту группу вошли представители регионов, представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. «Этот закон действительно писали все вместе. Принимали опыт и сенаторов, которые непосредственно в молодости работали на местах. И это всё потом свелось в этот законопроект. Его жители Крайнего Севера очень ждут», — заявил Гусейнов.

Он рассказал, что планируется принять 12 актов Правительства и 2 ведомственных акта, большинство из них будут приняты до нового года. К моменту вступления закона в силу – 1 апреля 2024 года – все подзаконные акты будут приняты, заверил представитель Минвостокразвития.

Одновременно с основным документом сенаторы одобрили закон-спутник, который вносит изменения в отдельные законодательные акты РФ. Так, в Кодекс торгового мореплавания РФ внесена поправка, согласно которой при прочих равных условиях обеспечивается в первоочередном порядке перевозка грузов северного завоза первой и второй категорий в каботаже. А Устав железнодорожного транспорта дополняют статьёй, в которой также говорится, что ж/д перевозки грузов северного завоза первой и второй категорий имеют приоритет по отношению к иным перевозкам, кроме специальных и воинских.

Ранее член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера Елена Шумилова говорила, что принятия базового закона «О северном завозе» в регионах Крайнего Севера ждут с начала 2000-х годов. От него зависит жизнь почти 3 млн человек в 25 северных регионах России.

Первый вице-спикер СФ Андрей Яцкин отмечал, что действующий при верхней палате Совет по вопросам развития Арктики и Дальнего Востока давно говорил о необходимости принятия такого закона. По его словам, сенаторам важно, чтобы в реальной жизни он реализовывался эффективно.

Это интересно
  • НеИностранец - как живут иностранцы в России?