Создано 11.01.2023
Условия оплаты онлайн-покупок по частям пропишут в законе
Для банков и магазинов, которые продвигают сервисы покупок частями (BNPL) как альтернативу «классической» рассрочке или кредиту, хотят ввести требования к информированию потребителей об условиях такого займа. Помимо этого, их хотят обязать ограничивать размер неустойки за просрочку платежей, ввести «период охлаждения» и передавать данные в бюро кредитных историй. Над такой инициативой работает Центробанк РФ, пишут «Известия».
BNPL-сервисы («buy now — pay later» или «покупай сейчас — плати потом») сейчас активно продвигают на рынке крупные маркетплейсы. С их помощью можно оплачивать онлайн-покупки равными частями в течение короткого периода времени. При этом покупатели не заключают кредитный договор с банком и не платят дополнительные комиссии.
Краткосрочность и отсутствие кредитного договора — основное отличие покупок долями от «классической» рассрочки. И Банк России планирует внести изменения в законодательство в отношении BNPL-сервисов, которые, по сути, являются той же рассрочкой, чтобы в целом сделать такую услугу максимально прозрачной и безопасной для покупателя. Поскольку сейчас при использовании BNPL-сервисов человек совершает покупку в долг, но не имеет защиты, которая есть у клиента банка или микрофинансовой организации: покупателю не говорят обо всех условиях договора, размере возможной переплаты и штрафах за задержку платежа, которые могут составлять внушительные суммы.
Член Комитета СФ по бюджету и финрынкам Татьяна Сахарова назвала справедливой концепцию, которую продвигает Банк России. Она объяснила «СенатИнформ», что регулирование, направленное на защиту потребителя, сегодня крайне важно.
Финансовые отношения между участниками рынка и обеспечивающие их инструменты должны быть понятны, прозрачны и без «кота в мешке». Все условия должны быть чётко прописаны, чтобы человек мог оценить персональные риски
Татьяна Сахарова, член Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам
Ранее сервис по поиску работы Superjob выяснил, что больше половины россиян стали негативно относиться к кредитам (61%). При этом 13% участников исследования убеждены, что кредит — прекрасная возможность приобрести желаемое сразу.
Отметим, что в 2021 году Банк России предложил обязать банки и микрофинансовые организации указывать полную стоимость займов в своей рекламе, а процентную ставку по кредиту и цену за остальные услуги писать крупным шрифтом.