Обновлено 20.12.2021
В Госдуму внесен законопроект об усилении уголовного наказания за пытки
Сенаторы Андрей Клишас и Владимир Полетаев, а также депутат Павел Крашенинников внесли в нижнюю палату проект закона лишении свободы до 12 лет за пытки, организованные представителями власти.
В поправках сказано, что наказание усиливается за пытки, организованные и/или проводимые представителями власти с целью принуждения к даче показаний или запугивания. Такие преступления переводятся в разряд особо тяжких. Кроме того, в статью 302 УК РФ «Принуждение к даче показаний» вводится новый субъект преступления — сотрудник правоохранительного органа. Это позволит привлекать к ответственности за пытки, в том числе и сотрудников ФСИН России, а не только следователей или лиц, проводящих дознание, как это записано в действующей редакции Уголовного кодекса РФ.
Вопрос, который справедливо беспокоит общество требует эффективных решений. Проект разработан в тесном сотрудничестве с Уполномоченным по правам человека в РФ Татьяной Москальковой, которая несколько раз в своих докладах ставила проблему неэффективности действующих норм УК в данной сфере. Проект поддержан Минюстом, Верховным судом, ГПУ
Андрей Клишас, глава Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству
Как отметил сенатор в комментарии Интерфаксу, документ может быть окончательно принят в весеннюю сессию.
В пояснительной записке авторы отмечают, что в проекте закона дано более детальное и чёткое определение пытки, соответствующее Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года. Например, к пыткам отнесено запугивание как способ контроля над личностью заключенного или принуждения его к совершению каких-либо действий под страхом пытки. Кроме того, новое определение предусматривает, что применение пытки к одному человеку может иметь целью запугивание или принуждение к каким-либо действиям другого человека.
Парламентарии поясняют, что необходимость принятия серьезных мер выявили имевшие место в 2021 году нарушения прав человека в системе исполнения уголовных наказаний. «Без сомнения, общественная опасность рассматриваемого негативного явления, помимо причинения увечий и вреда потерпевшему, кроется еще и в формировании отрицательного отношения общества ко всей правоохранительной системе и приводит к ошибочному выводу, что насилие и несправедливость являются естественными вещами, а их применение необходимо для социально значимых целей», — отметили авторы.
Они также напомнили, что сотрудники прaвоохранительных органов обладают достаточными полномочиями для эффективной бoрьбы с преступностью и для поддержания пoрядка в местах лишения свободы в соответствии с установленным режимом.