Создано 30.09.2021
В России изменятся критерии оценки эффективности преподавателей в вузах

Критерии оценки эффективности преподавателей в высших учебных заведениях будут расширены. Новые методические рекомендации, которые Минобрнауки разослало во все образовательные учреждения, впервые установили, что с правовой точки зрения понимается под эффективным контрактом в вузах. Об этом рассказала первый зампред Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова, передают «Известия».
«Ранее не существовало никаких разъяснений, что понимается под показателями эффективности деятельности педагога, какие документы должен разработать вуз для правового оформления системы эффективных контрактов, содержание этих документов. Поэтому каждый вуз регулировал это по своему усмотрению», — пояснила сенатор.
Теперь вузам рекомендован перечень основных видов работ, по которым разрабатываются показатели эффективности. Это может быть учебно-методическая, научно-исследовательская и воспитательная деятельность. Такой подход исключит игнорирование каких-либо достижений.
Как отметила парламентарий, часто локальные акты вузов ориентированы на фиксацию научных, а не педагогических достижений преподавателя. Новые методические рекомендации, в первую очередь, направлены на поддержку молодых сотрудников, которые пока не имеют достижений в науке, но при этом ведут преподавательскую деятельность, активно работают со студентами. Будет также поощряться и участие педагогов в работе общественных объединений по своему профилю, например, в экспертных комиссиях, советах, комитетах при госорганах.
Кроме того, преподаватель сможет получить поддержку за научные публикации в рецензируемых периодических изданиях и журналах, индексируемых в любых наукометрических базах данных, без акцента на зарубежные.

Это большая победа, так как в существующих эффективных контрактах большинства вузов ставка делалась исключительно на индексацию международными системами, которая предполагала платное размещение научных статей. Более того, методические рекомендации определяют, что, если преподаватель тратит собственные средства на публикацию своих научных достижений, вуз может компенсировать ему такие расходы
Ирина Рукавишникова, первый зампред Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству
Такие меры, убеждена сенатор, позволят привлекать в высшую школу и науку молодых ученых и педагогов, а также выплачивать им достойную зарплату.
При этом, по словам Рукавишниковой, говорить о каких-либо средних суммах надбавки к зарплате педагогов, либо о процентах к окладу будет некорректно, поскольку критерии эффективности труда профессорско-преподавательского состава каждый вуз устанавливает самостоятельно. Выражается эта эффективность обычно в баллах, которые в учебных заведениях имеют разный денежный эквивалент. Однако, подчеркнула сенатор, новые методические рекомендации позволят расширить критерии оценки эффективности преподавателей. Это, по словам парламентария, позволит администрации любого вуза повысить оплату труда педагогов, но в каждом вузе это будет индивидуально по каждому виду работ.