← Назад

Создано сегодня в 12:25

В России создадут центр противодействия кибератакам на транспорт

электробус транспорт

Фото: Лидия Верещагина/ СенатИнформ

Создание центра противодействия кибератакам на транспорт может стать важным элементом национальной системы защиты транспорта, заявил «СенатИнформ» замглавы Совета по развитию цифровой экономики при СФ, первый зампред Комитета верхней палаты по конституционному законодательству и госстроительству Артём Шейкин, комментируя соответствующие планы Минпромторга.

Там готовят пилотный проект по созданию Центра обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на транспортные средства, сообщила газета «Ведомости». Речь идёт о беспилотных грузовиках, электробусах, автомобилях госслужащих и машинах, перевозящих опасные грузы. Поручение о проведении такого эксперимента дал глава Минпромторга Антон Алиханов. Центр будет выявлять уязвимости в автомобильном софте, собирать телематические данные о работе программ, тестировать возможность несанкционированного воздействия на транспортные средства и прорабатывать механизмы защиты от атак.

Сенатор Шейкин поддержал идею создания центра. По его словам, автомобили, особенно современные электробусы, беспилотные грузовики и служебные машины с телематическими системами, фактически переходят из раздела обычных транспортных средств в категорию «умных устройств». Это повышает удобство, но одновременно создаёт новую плоскость для кибератак. Взлом систем транспорта может привести к серьёзным сбоям при движении, некорректной работе навигации и торможения. Для беспилотных автомобилей риски ещё выше, ведь любое вмешательство в алгоритмы анализа окружающей обстановки или принятия решений может создать угрозу безопасности людей и перевозимых грузов. В случае машин, используемых государственными структурами, добавляется риск утечки данных, отслеживания перемещений и целенаправленного воздействия на транспортные средства.

Создание центра противодействия кибератакам может стать важным элементом национальной системы защиты транспорта, особенно если его работа будет предполагать грамотную координацию с производителями, операторами связи, профильными ведомствами и специалистами по кибербезопасности

Артём Шейкин, первый зампред Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству

Парламентарий считает, что центр также может готовить рекомендации и стандарты защиты, которые будут использовать производители и операторы транспорта.

Как писал «СенатИнформ», правительство РФ продлило до 2028 года экспериментальный правовой режим (ЭПР), предусматривающий передвижение беспилотных грузовиков по дорогам общего пользования .

В Минтрансе подготовили законопроект, согласно которому ответственность за ДТП с беспилотниками будут нести не только владельцы и операторы этого транспорта, но и изготовители и сервисные центры.

Напомним, что с октября 2024 года до конца сентября 2025 года доля атак, которые позволили хакерам частично или полностью зашифровать инфраструктуру или вывести из строя критические важные сервисы, выросла до 55%. 

Это интересно
  • Точки Роста – инновации в России. Новые производства и технологии.
    НеИностранец - как живут иностранцы в России?