Создано 13.02.2023
В Счётной палате предложили перечислить конкретные мероприятия по решению задач Стратегии развития лесного комплекса

В существующих социально-экономических условиях целесообразно сохранить общую концепцию Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года, сделав акцент на конкретизации мероприятий по решению её задач и уточнении показателей. Об этом на совещании в Совете Федерации заявил аудитор Счётной палаты Сергей Мамедов.
По его словам, именно чётко сформулированные мероприятия будут способствовать быстрому достижению необходимых результатов.

Для возможности оперативно власти и бизнесу реагировать и адаптироваться к новым вызовам представляется целесообразным рассмотреть вопрос об упрощении существующих процедур в лесном хозяйстве и главным образом в лесопромышленном комплексе
Сергей Мамедов, аудитор Счётной палаты
В Счётной палате обратили внимание на необходимость корректировки положения документа в части переориентации рынков сбыта и принципов взаимодействия с государствами Европы и Северной Америки. Приоритет предлагается сделать на направлениях оказания господдержки бизнесу, а также на внедрении принципов государственно-частного партнёрства.
Мамедов напомнил, что в Стратегии предусматривается поэтапный переход от института переданных полномочий в сфере лесных отношений к разделению на собственные полномочия субъектов РФ и полномочия Российской Федерации. Кроме того, предполагается отдать на федеральный уровень выполнение практически всех хозяйственных функций и услуг: например, проведение лесопатологических обследований, электронных аукционов, открытых конкурсов, заключение договоров на торгах.
«Таким образом, на федеральном уровне будут аккумулированы как надзорные и контрольные, так и хозяйственные функции. При этом возникает вопрос о дефиците финансового обеспечения из региональных бюджетов на реализацию собственных полномочий и потенциальных источников финансирования», — сказал аудитор. Поэтому в СП предложили при доработке Стратегии жёстко не определять вектор на централизацию полномочий.
«Счётная палата по поручению Совета Федерации проведёт в этом году анализ эффективности системы межбюджетных отношений при осуществлении переданных полномочий в области лесных отношений», — напомнил Мамедов.
Он обратил внимание на проблему внесения данных о границах лесничеств в ЕГРН и предложил «предусмотреть мероприятия по доработке информационных систем Росреестра в целях устранения причин их некорректной работы и возможности оперативного внесения данных о границах лесничеств».
Аудитор отметил, что в целях повышения эффективности лесоуправления дальнейшее развитие, как определено в Стратегии, должна получить система мониторинга состояния лесов. При этом в Стратегии не определены мероприятия по её развитию, а также использование результатов мониторинга. В этой связи, считают в СП, органам госвласти федерального и регионального уровней необходимо обеспечить совместную проработку совершенствования подхода к проведению мониторинга лесов с акцентом на необходимость использования его результатов.
В Счётной палате также поддерживают инициативу по пересмотру механизмов взимания арендной платы за заготовку древесины. При этом полагают целесообразным начислять плату, исходя из фактических объёмов заготовки за отчётный год, а не за право пользования лесным участком.
Кроме того, в СП считают возможным рассмотреть вопрос об установлении моратория на повышение ставок арендной платы. В то же время, рассказал Мамедов, в Счётной палате считают преждевременным поддерживать инициативу по приостановке положений Лесного кодекса, согласно которым не допускается предоставление лесных участков для заготовки древесины, если их таксация была проведена более 10 лет назад.
Ранее на совещании замминистра природных ресурсов и экологии Сергей Аноприенко заявил, что Минприроды готово вносить изменения в Стратегию развития лесного комплекса, если будет крайняя необходимость. По его словам, с помощью парламентариев и представителей бизнеса нужно определить конкретные точечные поправки в документ и понять, действительно ли они нужны.