Обновлено 09.09.2022
В СФ назвали основной риск введения аукционов на геологоразведочные лицензии в прибрежных акваториях

При создании конкуренции все процессы развиваются быстрее и становятся дешевле, но есть один важный момент при проведении аукционов: необходимо априори исключить ситуацию, когда будет заранее известно, кто и при каких условиях выиграет конкурс. Об этом заявил «СенатИнформ» зампред Комитета СФ по экономической политике Иван Абрамов. Он подчеркнул, что процедура аукциона, в идеале, должна идти в электронном виде.
Как стало известно, Минприроды собирается изменить правила предоставления геологоразведочных лицензий в прибрежных акваториях и проводить аукцион. Сейчас компании могут получать лицензии по так называемому заявительному принципу. Как уточняет «Коммерсант», инициатором изменения правил предоставления участков в территориальном море и внутренних водах стала вице-премьер Виктория Абрамченко. Она поручила профильному министерству и Роснедрам «уточнить процедуры в целях повышения прозрачности предоставления права пользования участками».

К сожалению, в стране до сих пор есть случаи, когда чиновники пользуются своим правом владения информацией и в тиши кабинетов принимают выгодные определённым компаниям или группам лиц решения, что в целом тормозит процесс геологоразведки в России
Иван Абрамов, зампред Комитета СФ по экономической политике
По его словам, если процесс станет публичным, к участию в нём будут стремиться многие игроки на рынке.
Сейчас компания может получить участок по заявкам, которые подаются в два окна — с декабря по январь и в июне-июле. О том, что заявка подана, публично становится известно только в тот момент, когда Роснедра выдают компании лицензию. Теперь, согласно проекту, перечень заявок будет публиковаться на сайте Роснедр два раза в год.
Частным фирмам дали возможность получать лицензии на такие участки по заявительному принципу только после утверждения соответствующих правил в конце 2020 года. Прежде морские участки в Арктике, считающиеся шельфовыми, предоставлялись только госкомпаниям, а прибрежные участки, формально не относящиеся к шельфу, из-за несовершенства законодательства Правительство не разыгрывало между частными игроками.
Ранее о том, что в стране необходимо отдельное законодательство, регулирующее работу малых и средних нефтяных компаний, заявил первый зампредседателя Комитета СФ по экономической политике Юрий Фёдоров, отметив, что такие предприятия есть в 18 регионах России. «При этом налоговый кодекс и закон о недрах не разделяет крупных и небольших предпринимателей в этой сфере», — сказал сенатор.
Год назад министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов сообщал, что обеспеченность всех запасов нефти при текущей добыче составляет 59 лет, природного газа — 103 года. Глава ведомства уточнил, что существуют месторождения, которые высвобождаются, а есть такие, которые «ещё не получили полную нагрузку».