← Назад

Создано сегодня в 18:57

В СФ поддержали идею создания банковского ИИ-помощника

банкомат вклад

Фото: Sergey Petrov/ news.ru/ Global Look Press

В России может появиться независимый ИИ-помощник, предназначенный для клиентов всех банков, который будет разъяснять людям особенности банковских продуктов, акцентируя внимание на рисках, особенно если речь идёт о кредитах. 

Помощник, созданный на основе искусственного интеллекта, также сможет рассказывать клиентам об онлайн-услугах, составлять их подробное описание. Российские банки поддерживают внедрение такого инструмента, пишут «Ведомости». На базе Банка России его уже протестировали с узким кругом финансовых организаций. ЦБ запустил расширенное тестирование, которое может занять до 9 месяцев. Затем новый сервис могут выпустить на рынок.

Замглавы Совета по развитию цифровой экономики при СФ, первый зампред Комитета верхней палаты по конституционному законодательству и госстроительству Артём Шейкин в беседе с «СенатИнформ» отметил, что создание единого, независимого ИИ-помощника — это верное и прогрессивное решение. Сегодня финансовые продукты становятся всё сложнее, и не каждый клиент способен самостоятельно разобраться в тонкостях договора, особенно когда речь идёт об ипотеке, инвестициях или страховании.

Такой инструмент позволит в доступной форме объяснить человеку, на что обратить внимание, какие условия несут риски, а какие — преимущества. Таким образом, это напрямую влияет на повышение финансовой грамотности населения и защищает права потребителей

Артём Шейкин, первый зампред Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству

Парламентарий считает, что банкам такой механизм поможет укрепить доверие клиентов и снизить количество конфликтных ситуаций. Но чтобы избежать любых манипуляций, система должна быть равноудалённой от всех участников рынка и работать под контролем регулятора — Банка России. Именно независимость ИИ-помощника является гарантией, что нейросеть будет действовать исключительно в интересах клиента.

При правильной архитектуре и защите данных этот инструмент может стать дополнительным барьером против мошенничества, сказал Артём Шейкин. «Если ИИ сможет предупреждать клиента, что он находится не на официальном ресурсе или что условия договора подозрительно отличаются от стандартных, это может значительно снизить риски фишинга и обмана», — уверен он. Главное при этом — обеспечить прозрачность алгоритмов, сертификацию моделей и постоянный надзор со стороны регулятора. Тогда искусственный интеллект станет надёжным инструментом цифровой защиты граждан на финансовом рынке.

Как писал «СенатИнформ», организации, участвующие в денежных переводах, должны будут использовать более высокий уровень криптозащиты и усиленные электронные подписи. Такое положение разработали в Центробанке.

ЦБ РФ обязал кредитные организации раскрывать причины приостановки операций по счёту и блокировки карт. Они должны будут сообщать клиенту, на основании какой нормы федерального закона или какого условия договора карту или операцию заблокировали.

С 1 сентября банки обязаны проверять, не действует ли клиент под давлением мошенников и не пытается ли кто-то снять деньги за него. Подозрительным будет считаться, если человек снимает деньги в необычное для себя время, в другом городе, запрашивает непривычно крупную сумму или делает это через QR-код.

Это интересно
  • НеИностранец - как живут иностранцы в России?
    Точки Роста – инновации в России. Новые производства и технологии.