Создано сегодня в 15:58
В СФ поддержали введение саморегулирования маркетплейсов

Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press
Участники рынка, подпадающие под действие закона о платформенной экономике, готовят документ об основных принципах саморегулирования отрасли. Член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ольга Епифанова сказала «СенатИнформ», что это позволит сформировать культуру честной торговли, повысит качество обслуживания покупателей и снизит потребность в избыточном государственном контроле.
О подготовке указанного документа сообщил на X Восточном экономическом форуме заместитель начальника экспертного управления Gрезидента РФ Александр Вилинов. По его словам, в проекте зафиксируют практики, направленные на успешную реализацию закона о платформенной экономике. Таким образом, участники рынка сформируют «хартию», которая будет определять санкции для не выполняющих правила, пишет «Коммерсант». За несоблюдение требований документа могут ввести, например, обязательные отчисления от платформ-нарушителей в компенсационный фонд. В документ могут войти антимонопольные меры, требования к системе удаления контрафактной продукции с маркетплейсов.
Сенатор Ольга Епифанова отметила, что онлайн-рынок находится на этапе, когда саморегулирование становится ключевым механизмом защиты покупателей и обеспечения честной конкуренции. Виртуальные торговые площадки уже внедряют алгоритмы, которые позволяют оперативно выявлять нарушения и удалять подделки, что повышает доверие к интернет-торговле. Но важно закрепить эти подходы и законодательно, считает сенатор. Автоматическая проверка качества продукции должна сочетаться с обязательным подтверждением легальности товаров через национальные реестры и цифровые сервисы. По словам Епифановой, только так можно гарантировать, что российский рынок электронной коммерции будет защищён и прозрачен для всех участников.
Документ по саморегулированию должен стать не формальностью, а практичной дорожной картой для отрасли, считает парламентарий. Такой кодекс этики и ответственности повысит качество обслуживания покупателей и позволит сформировать культуру честной торговли.

Ольга Епифанова. Фото: Парламентский фотоархив/Пресс-служба СФ
В нём необходимо предусмотреть быстрый механизм удаления контрафактных товаров, создание реестра ответственных продавцов, досудебное урегулирование споров, а также прозрачность механизмов скидок и платных сервисов, влияющих на выдачу товаров
Ольга Епифанова, член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
Закон о платформенной экономике вступит в силу 1 октября 2026 года. Он вводит единые правила работы для маркетплейсов, агрегаторов такси, сервисов доставки еды и других цифровых платформ. Продавцы должны будут проходить проверку через госреестры или «Госуслуги», а площадки обязаны заранее предупреждать партнёров об изменении условий, вводе санкций или запуске акций.
Сенатор Андрей Кутеповв конце августа направил вице-премьеру РФ Дмитрию Григоренко письмо с предложением рассмотреть возможность усовершенствования законодательства о платформенной экономике, чтобы усилить контроль за продажей на маркетплейсах товаров с маркировкой.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко говорила, что предлагая меры регулирования работы маркетплейсов, важно не убить этот вид торговли, не допустить монополизации на рынке и максимально защитить права потребителей.