Создано сегодня в 15:25
В СФ предложат меры поддержки регионов, которые в этом особенно нуждаются

Фото: Парламентский фотоархив/ Пресс-служба СФ
Долговые обязательства регионов в 2024 году снизились на 2,3% в годовом выражении и составили 3,1 трлн рублей, говорится в докладе «Региональные бюджеты и экономика в условиях нестабильности: итоги 2024 года» аналитиков «Эксперт РА».
Они уточнили, что основными причинами снижения стали списание задолженности по бюджетным кредитам на 25,9 млрд рублей 25 регионам, а также погашение бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов в начале 2024 года и частичное погашение ранее привлечённых инфраструктурных бюджетных кредитов, сообщает РБК.
По оценке рейтингового агентства, снижение долга привело к уменьшению долговой нагрузки, которая сократилась на 2,9 процентного пункта и составила 17,8% от совокупных налоговых и неналоговых доходов, что является минимумом за последние десять лет. По снижению долговых обязательств лидирует Ямало-Ненецкий автономный округ: там долг сократился на 41,9%.
Комментируя эту информацию «СенатИнформ», глава Комитета СФ по бюджету и финрынкам Анатолий Артамонов отметил, что, несмотря на явные положительные изменения, ситуация с госдолгом регионов остаётся сложной. Законодатель напомнил, что феврале прошлого года Президент РФ Путин поручил списать 2/3 задолженности по кредитам регионов, чтобы снизить их долговую нагрузку, и сохранить региональным бюджетам по 200 млрд рублей ежегодно с 2025 по 2028 год. А недавно правительство утвердило правила списания этой задолженности.
«Расширилась возможность тратить данные средства не только на обустройство инвестиционных площадок, но и на то, на чём настаивал Совет Федерации – на модернизацию систем ЖКХ», — подчеркнул сенатор Артамонов.
Он обратил внимание, что для регионов, у которых есть определённые сложности из-за отсутствия своих свободных средств в бюджетах, предусмотрены послабления. Именно поэтому происходит планомерное сокращение долговой нагрузки субъектов Федерации.

Анатолий Артамонов. Фото: Парламентский фотоархив/ Пресс-служба СФ
Но самое, может быть, важное и не очень приятное сегодня – это неравномерность. У нас есть регионы, абсолютно благополучные с точки зрения бюджетной обеспеченности, а есть те, которые остаются в сложном положении в этом плане. И мы всегда выступаем за то, чтобы этим регионам оказывать дополнительную поддержку не только с точки зрения направления каких-то бюджетных средств, а с точки зрения преференций, которые позволяли бы им более успешно снижать долговую нагрузку
Анатолий Артамонов, глава Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам
Он отметил, что можно понять правительство и Минфин, которые не могут организовать для всех одинаковую поддержку, напомнив, что возглавляет в верхней палате рабочую группу, которая отслеживает ситуацию со сбалансированностью региональных бюджетов. «Мы примерно раз в квартал собираемся, анализируем. Скоро опять будем по итогам первого квартала анализировать ситуацию и тогда, когда видим, что без дополнительной поддержки какой-то регион обойтись не сможет, предлагаем правительству, Министерству финансов конкретные согласованные меры по выходу из того или иного сложного положения», — пояснил Артамонов.
Ранее замглавы Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков предупреждал, что неэффективное использование средств инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) приведёт к увеличению процентной ставки по ним в 2 раза.
Председатель СФ Валентина Матвиенко назвала полным безобразием ситуацию, когда в жёстких финансовых условиях регионам выделяются бесплатные инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК) на развитие, а они не в состоянии их освоить.