Обновлено 21.09.2023
В СФ предложили меры по совершенствованию системы коллективных исков

Фото: katemangostar/ freepik
В России нужно развивать систему коллективных исков, поскольку они могут стать гарантией защиты прав граждан на получение компенсаций при утечках данных. Сегодня подать такой иск в РФ очень сложно, особенно, когда речь идёт о миллионах граждан по всей стране, персональная информация которых оказалась в сети. Об этом заявил зампред Совета по развитию цифровой экономики при СФ, член Комитета верхней палаты по конституционному законодательству и госстроительству Артём Шейкин.
По словам сенатора, недавняя утечка персональных данных пользователей популярного сервиса по доставке блюд из ресторанов выявила несовершенство системы коллективных исков.

Артём Шейкин. Фото: Парламентский фотоархив/ Пресс-служба СФ
На примере заявлений граждан по факту утечки данных из «Яндекс.Еды» можно заключить, что институт коллективных исков работает неэффективно для защиты интересов пользователей, чьи данные попали в открытый доступ
Артём Шейкин, член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству
Как сообщает «Парламентская газета», сенатор направил письмо главе Минюста Константину Чуйченко с предложением упростить институт коллективных исков.
Среди способов, предложенных парламентарием — облегчение условий заключения соглашения о судебных расходах, регламентация порядка заключения мировых соглашений, совершенствование регулирования исполнения судебных решений, упрощение процедур досудебного урегулирования споров применительно к коллективным искам.
По мнению сенатора, нужно изменить форму, порядок и способы заключения соглашения между членами группы по распределению судебных расходов. Также, считает парламентарий, следует изготавливать один исполнительный лист и обязать суды направлять его в службу судебных приставов.
Помимо этого, Шейкин направил письмо главе Роспотребнадзора Анне Поповой, в котором попросил предоставить информацию о целесообразности регулирования института коллективных исков с учётом практической работы ведомства и высказать предложения по его законодательному совершенствованию.
Напомним, что у россиян появилась возможность подавать общегражданские групповые иски в 2019 году. Однако, как ранее отмечал Шейкин, крупные и успешные дела такой категории можно пересчитать по пальцам одной руки. При этом сегодня наибольшие нарекания у россиян вызывают коммунальные, медицинские, банковские, транспортные и бытовые услуги, услуги телефонной связи и интернет-провайдеров, общественного питания, автосервис, строительство и ремонт жилья. Решать проблемы в этих категориях можно было бы с помощью групповых исков, что помогло бы людям сэкономить деньги на судебных расходах.