Обновлено 24.05.2022
В СФ предложили перечислять часть налогов самозанятых в муниципальные бюджеты
Важно, чтобы у муниципалитетов были в руках надежные инструменты для эффективной реализации своих полномочий. Для финансовой устойчивости муниципальных бюджетов на федеральном уровне уже реализован ряд значимых решений: смягчены условия предоставления субсидий, трансфертов, благодаря законодательным инициативам сенаторов, получили широкое распространение практики инициативного бюджетирования, которые активно внедряются в регионах. Об этом на заседании Совета по местному самоуправлению при СФ заявил первый вице-спикер СФ Андрей Турчак.
Вместе с тем, несмотря на все предпринимаемые меры, проблема низкой бюджетной обеспеченности большинства наших муниципалитетов по-прежнему остается очень острой
Андрей Турчак, первый заместитель Председателя СФ
Так, растет зависимость местного самоуправления от межбюджетных трансфертов, внушительным остается долг муниципальных образований — почти 380 млрд рублей — причём, в структуре долга наибольшую долю занимают банковские кредиты. Большую часть собственных доходов местных бюджетов составляют по-прежнему отчисления НДФЛ.
Турчак отметил, что местные налоги так и не стали значимым фактором формирования бюджетов муниципальных образований. «Полагаю, требуется ряд системных мер для изменения ситуации», — сказал первый вице-спикер СФ.
Он напомнил, что со следующего года НДФЛ трансформируется в единый налоговый счет. Это удобный для людей инструмент уплаты НДФЛ и имущественных налогов одним пакетом. При этом, необходимо подумать, как компенсировать выпадающие доходы муниципалам, либо принять решение о перечислении части платежа в местные бюджеты.
Также нужно обсудить донастройку зачисления НДФЛ. Сейчас предприятия перечисляют этот налог за своих работников по месту ведения своей деятельности, а ИП — по месту своего жительства. Однако было бы справедливо зачислять НДФЛ по месту ведения бизнеса, считает сенатор.
«Ещё одним источником доходов местных бюджетов могла бы стать часть налога на профессиональный доход, который уплачивают самозанятые», — полагает он. Законодатель рассказал, что сейчас этот налог распределяется между бюджетами регионов и ФОМС. Однако ряд субъектов, например, Амурская, Оренбургская, Ульяновская области готовы перераспределить налог в пользу местных бюджетов, но пока регионы технически не могут этого сделать.
Кроме того, по словам первого вице-спикера СФ, необходимо провести инвентаризацию и оценить «стоимость» всех полномочий МСУ. Для этого сенаторы предлагают создать общедоступный электронный реестр всех полномочий местных властей и провести оценку расходов, которые влечёт их реализация.
«И, конечно, нужен порядок согласования с муниципальным сообществом решений о перераспределении полномочий между регионами и местной властью. Роль такой площадки могла бы взять Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления», — считает Турчак.
Другая важная задача — ревизия долговой политики МСУ. Муниципалитетам следует повышать эффективность своих расходов, активизировать работу по выявлению потенциально доходных источников бюджета и шире использовать механизм муниципально-частного партнерства для привлечения инвестиций, убеждён сенатор.