Обновлено 19.10.2023
В СФ призвали обновить профстандарты в юриспруденции
Необходимо существенно обновить и образовательные программы, и профстандарты в сфере юриспруденции. Об этом первый замглавы Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова заявила на круглом столе «Цифровые компетенции юристов: модернизация системы образования и изменение профессиональных стандартов».
Сенатор напомнила, что действующие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по направлению «Юриспруденция» уже пополнились двумя общепрофессиональными компетенциями в сфере информтехнологий.
Так, в стандарте бакалавриата закреплено, что выпускник должен быть способен решать задачи профессиональной деятельности с применением информтехнологий, с учётом требований информационной безопасности. Кроме того, он обязан понимать принцип работы современных информтехнологий и использовать их для решения задач в профессиональной деятельности.
По словам парламентария, практически аналогичные требования заложены к профессиональным компетенциям в образовательных стандартах по судебной, прокурорской и правоохранительной деятельности.
«Нам представляется, что абсолютно недостаточно таких размытых профессиональных компетенций. Конечно, они должны пополняться конкретной, чёткой спецификой, связанной со специализацией студентов. Должны быть более глубокие, проработанные по этому поводу критерии», — убеждена Рукавишникова.
По её мнению, важно, что компетенции цифрового спектра закрепляются в профессиональных программах, реализуются в образовательном процессе при преподавании конкретных юридических дисциплин. «Как следствие, такие компетенции и их описание должны отражаться и в учебной литературе», — считает сенатор. Она добавила, что на сегодняшний день эта специфика в недостаточной степени представлена в пособиях.
Что касается профстандартов, по словам сенатора, с 2015 года их утверждено всего четыре: следователь-криминалист, специалист по конкурентному праву, специалист по операциям с недвижимостью, специалист в сфере предупреждения коррупционных нарушений.
Можно сделать вывод, что сегодня и образовательные программы, и профстандарты в сфере юриспруденции должны быть существенно обновлены за счёт включения новых цифровых компетенций, знаний и навыков, которых мы ждём от выпускников
Ирина Рукавишникова, первый зампред Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству
Сенатор обратила внимание, что сегодня очень серьёзные требования выдвигаются к преподавателям основных дисциплин. Вузы по-разному решают этот вопрос: отправляют педагогов на курсы повышения квалификации в цифровой сфере или приглашают преподавателей-практиков, которые уже имеют такие навыки.
Рукавишникова напомнила, что в 2022 году Совет по развитию цифровой экономики при СФ рекомендовал Минобрнауки активизировать работу вузов по созданию базовых кафедр — структурных подразделений университетов, которые открываются совместно с компаниями-партнёрами. Занятия на них ведут как преподаватели вуза, так и специалисты компаний.
Сегодня в регионах отмечается дефицит профессионалов, которые могли бы работать в отрасли и одновременно осуществлять педагогическую деятельность, констатировала законодатель. Она считает, что создание базовых кафедр позволило бы вузам выходить за пределы региональных возможностей – их можно создавать и с организациями из других субъектов.
Напомним, ранее первый вице-спикер СФ Андрей Турчак говорил, что цифровизация юридической деятельности не менее важна, чем аналогичные процессы в медицине или образовании. По его словам, современные цифровые решения в области юриспруденции помогут гражданам легко составлять и проверять юридические документы, эффективно защищать свои права, бесплатно и быстро получать правовую помощь.