Обновлено 22.06.2023
В СФ призвали подумать о механизмах, которые не позволят выпускникам вузов передоверить написание дипломов искусственному интеллекту

Обучать искусственному интеллекту (ИИ) в вузах нужно обязательно, в то же время надо понимать, как в случае необходимости ограничить избыточное применение ИИ в образовательной деятельности. Об этом «СенатИнформ» заявила зампредседателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева.
Как сообщает «Коммерсант», российские вузы с нового учебного года введут в программы обновлённый курс «Системы искусственного интеллекта». Минобрнауки уже направило представителям университетов прототип программы курса, который был создан совместно с «Альянсом в сфере искусственного интеллекта». Помимо студентов профильных специальностей, он должен преподаваться и специалистам ключевых отраслей экономики и социальной сферы, государственного и муниципального управления. Такое поручение ранее дал Президент РФ Владимир Путин.
«Мы понимаем, что развитие не остановишь, поэтому ИИ занимает всё большее место в производственной цепочке», — сказала нашему изданию сенатор Алтабаева. Она отметила, что в своё время вводили в процесс обучения пользование компьютерами, а потом урок информатики прочно занял своё место в школьной программе. Так и сейчас в вузе ребят нужно знакомить с ИИ, возможностями его использования.

Однако у нас есть опасения, что люди будут слишком увлекаться применением ИИ для получения тех или иных результатов, в том числе в учебной деятельности. Здесь нужно думать о том, как купировать эти опасности. Мы же хотим, чтобы те, кто обучается в вузах, прежде всего, добивались результатов своим собственным трудом и интеллектом, совершенствовали свои знания и умения
Екатерина Алтабаева, зампред Комитета СФ по науке, образованию и культуре
По её словам, если рассматривать использование ИИ как прикладное умение, тогда это полезно, а если говорить о замене человека в интеллектуальной деятельности, то это серьёзная опасность, от которой нужно оградить общество. «У нас обязательно должны быть представления о том, как в случае необходимости ограничить применение ИИ в образовательной деятельности», — заявила сенатор.
Парламентарий напомнила про резонансный случай, когда студент из Москвы получил «тройку» за диплом, написанный нейросетью. Сенатор считает, что, используя такой подход, молодой человек не погрузился в тему. По её словам, надо думать о том, чтобы кроме проверки на плагиат «включать механизмы, которые обезопасят от замещения искусственным интеллектом интеллектуального труда будущих специалистов, получивших высшее образование».
Ранее в беседе с «СенатИнформ» член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству, замглавы Совета по развитию цифровой экономики при верхней палате Артём Шейкин призвал отечественный IT-бизнес обучать студентов и преподавателей вузов работе с их продуктами.
По его мнению, нужно более активно использовать инструмент целевого обучения студентов и IТ-компаниям резервировать места в вузах, с которыми они сотрудничают, под своих будущих работников.
Первый замглавы Комитета СФ по экономполитике Иван Абрамов, в свою очередь, заявлял, что процесс цифровой трансформации любого бизнеса не остановить. По его словам, двигаться вперёд будут только компании, активно применяющие нейросети, ИИ и различные другие инновационные подходы.