Создано 16.12.2022
В СФ рассказали, что мешает развитию внутреннего водного транспорта на Дальнем Востоке и в Арктике
Необходимо разработать комплекс мер, направленных на системное использование транспортного потенциала Северного морского пути (СМП) и водных внутренних путей, связанных с ним. Об этом замглавы Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков заявил на совещании, посвящённом актуальным вопросам развития внутреннего водного транспорта в регионах Дальнего Востока (ДВ) и Арктики.
По его словам, эта тема сегодня приобретает особую актуальность на фоне геополитических вызовов, с которыми столкнулась Россия.
Мы все знаем, что в связи изменившейся международной ситуацией и внешнеэкономической политикой России особую актуальность приобретают транспортные коридоры “запад—восток” и “север—юг”
Анатолий Широков, зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
Он подчеркнул, что развитие внутренних водных путей для таких регионов, как российская Арктика и ДВ, имеет особое значение, поскольку из-за недостаточного развития автомобильных и железных дорог данный вид транспорта фактически обеспечивает жизнедеятельность населения этих макрорегионов. «80% водных путей на данных территориях являются безальтернативными для доставки грузов и пассажиров», — сообщил парламентарий. Поэтому именно водным транспортом сегодня завозится основной объём грузов в рамках северного завоза.
Вместе с тем, отметил Широков, решение задачи по развитию внутреннего водного транспорта сдерживается целым рядом факторов.
Он рассказал, что сейчас в границах Дальнего Востока и Арктической зоны расположены участки внутренних водных путей общей протяженностью чуть более 35 тысяч км, при этом из них только 21 тысяча км — с гарантированными габаритами судовых ходов.
«Наличие лимитирующих участков на внутренних водных путях приводит к существенному снижению провозных способностей флота из-за уменьшения загрузки судов, а также ограничения скорости прохождения отдельных участков», — пояснил сенатор.
Для решения этой проблемы, по его мнению, необходимо проведение дноуглубительных работ. Однако долгие годы обновление технического флота происходило явно недостаточными темпами, это привело к тому, что сегодня страна испытывает дефицит таких судов, сообщил законодатель. Он рассказал, что потребность в строительстве земснарядов для проведения дноуглубительных работ составляет 13 единиц.
Кроме того, по словам законодателя, важнейшее значение для решения проблемы обновления устаревшего флота внутренних водных путей имеет реализация проекта по созданию высокотехнологичной Жатайской судоверфи в республике Саха (Якутия). Но резкое удорожание стройматериалов и работ затрудняет реконструкцию этого предприятия. Он напомнил, что сейчас существует механизм докапитализации важных инфраструктурных проектов с учётом роста цен на строительные ресурсы. Вопрос о выделении дополнительного финансирования из федерального бюджета нужно решать в кратчайшие сроки, убеждён Широков.
Ещё один фактор, сдерживающий развитие внутреннего водного транспорта, рассказал сенатор, — неудовлетворительное состояние причальных сооружений и портового оборудования, расположенного на внутренних водных путях ДВ и Арктической зоны.
«Полагаю, что одной из важнейших задач здесь является приведение всех инфраструктурных объектов в надлежащее состояние, и для этого необходимо решение целого комплекса вопросов», — сказал парламентарий. Первый из них — вопрос по регулированию имущественных отношений по причальным сооружениям, от чего будет зависеть определение источников финансирования соответствующих работ.
Широков также обратил внимание на то, что развитие внутреннего водного транспорта на Дальнем Востоке и в Арктике неразрывно связано с основной арктической морской магистралью — СМП. В настоящее время идёт активное его освоение: Правительством запущен механизм субсидирования регулярных грузовых перевозок по СМП между портами Санкт-Петербург и Мурманск и регионами Дальнего Востока, напомнил сенатор.
«Полагаю, что необходимо разработать комплекс мер, направленных на системное использование транспортного потенциала Северного морского пути и водных внутренних путей, связанных с ним. Это позволит создать условия для эффективного и безопасного обеспечения северного завоза и обслуживания районов Арктики внутренним водным транспортом», — подчеркнул Анатолий Широков.





