Обновлено 25.05.2023
В СФ рассказали, как экологам помогут беспилотники

Беспилотная логистика решает сложные задачи в разных регионах, особенно в труднодоступных. Логистическое направление — самое перспективное в развитии беспилотной авиации. Об этом член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству, зампред Совета по развитию цифровой экономики при СФ Артём Шейкин заявил на секции «Переход в цифру: как подружить экологию и ИТ?», которая прошла в рамках X Невского Международного экологического конгресса.
«Беспилотная авиация — важнейшее направление для повышения уровня технологического суверенитета нашей страны. Российский рынок беспилотных летательных аппаратов в последние годы растёт быстрее, чем экономика России в целом», — заметил сенатор в своём выступлении.
По его словам, беспилотники получили широкое распространение во многих направлениях, в частности, их используют в сельскохозяйственном секторе, в том числе для «обработки растительных культур».

В экологической сфере беспилотники выполняют много очень важных задач: экологический мониторинг, обследование мест хранения отходов, мониторинг разливов нефти, оценка и ликвидация последствий стихийных бедствий, тушение пожаров, наводнения
Артём Шейкин, член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству
Наблюдение за животными с помощью дронов позволяет проводить исследования нарушения среды их обитания, также проводится мониторинг изменения климата, таяния ледников.
Кроме того, отметил Шейкин, большие перспективы у использования методов дистанционного зондирования земли с применением беспилотников. Благодаря дронам снижаются затраты, повышается оперативность и точность мониторинга в сравнении со спутниковым. При этом беспилотники можно дооснастить, чтобы они вели мониторинг экологической ситуации, осваивали труднодоступные локации, работали ночью и в сложных погодных условиях.
В то же время сенатор назвал факторы, которые тормозят развитие беспилотной авиации в России: например, сроки получения разрешения на полёты. По мнению законодателя, необходимо в режиме одного окна объединить все этапы согласования полётов, а сроки выдачи разрешения должны быть не более двух рабочих дней. Кроме того, считает он, необходимы изменения в порядке регистрации беспилотников.
«Мы с вами должны понимать, что развитие отрасли беспилотной авиации напрямую влияет на технологический суверенитет и безопасность нашей страны», — подытожил сенатор.
Ранее Шейкин отмечал, что необходимо укреплять правовую базу и проводить обучение специалистов, которые будут заниматься производством и эксплуатацией беспилотников.
Выделение почти 60 млрд рублей позволит наладить систему непрерывной подготовки специалистов в сфере беспилотных авиационных систем и обеспечит контроль за уровнем их квалификации.