Создано 16.04.2025
В СФ разберутся, кто должен отвечать за школьные автобусы

Фото: Konstantin Kokoshkin/ Global Look Press
Перевозку детей на школьных автобусах нужно передать из ведения учебных заведений специализированным транспортным предприятиям. С такой идеей в ходе 589-го пленарного заседания Совета Федерации выступила зампредседателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева.
По её словам, ежедневно на школьных автобусах ездят десятки тысяч детей, но не всегда привычные поездки заканчиваются благополучно. Так, только в нынешнем учебном году были аварии с участием школьных автобусов, в которых есть пострадавшие. Безопасность детей по пути следования зависит от качества дорог, состояния транспортных средств и их обеспечения квалифицированными водителями. На прямую линию с главой государства в 2025 году поступили тысячи обращений от граждан по этой теме, рассказала сенатор.
Алтабаева напомнила, что в соответствии с федеральным законодательством обязанность организации перевозки обучающихся возложена на уполномоченные органы регионов или муниципальные власти.
Но зачастую, заметила парламентарий, организацией подвоза детей занимаются директора школ, именно они несут ответственность за эксплуатацию и исправное состояние школьных автобусов. В таком случае водители включаются в штат сотрудников учебных заведений и получают очень небольшую зарплату, что приводит к текучке кадров и их недостаточной квалификации.
«Выходом из такой ситуации является перевод специализированного транспорта в хозяйственное ведение государственного транспортного предприятия, которое имеет и подготовленный штат водителей, и соответствующую материальную базу», — уверена Алтабаева.
Сенатор отметила, что такой опыт уже есть, например, в Калуге, Магадане и Севастополе. Парламентарий попросила коллег-сенаторов взять под личный контроль вопрос организации подвоза детей к школам, передачи школьного транспорта в хозяйственное ведение специализированного предприятия.
Председатель верхней палаты Валентина Матвиенко подтвердила, что тема важная, и дала поручение комитетам СФ по науке, образованию и культуре и по экономической политике заняться данным вопросом. При этом, считает она, подойти к решению проблемы нужно взвешено.

Валентина Матвиенко. Фото: Парламентский фотоархив/ Пресс-служба СФ
Есть разная практика. Многие директора школ считают, что водитель и автобус должен быть в их распоряжении. Тогда директор школы может детей отправить на экскурсию на школьном автобусе
Валентина Матвиенко, Председатель СФ
Она подчеркнула, что при этом исправность автобусов и квалификация водителей — крайне важные аспекты. Поэтому, возможно, имеет смысл вводить смешанную систему, чтобы обеспечить тщательный контроль за техническим состоянием автобусов. «Может быть, смешанная система. Аккуратно подойдите. Но то, что надо контролировать и отладить систему — это правильно», — сказала спикер СФ.
Ранее Алтабаева в разговоре с нашим изданием говорила, что необходимо в каждом регионе создать предприятие, которое будет заниматься организацией перевозок детей в школу и обратно специальными автобусами. Директора общеобразовательных учреждений должны отвечать только за то, чтобы детям вовремя предоставляли транспорт, и они в него садились.
Сенатор Иван Абрамов предлагал на уровне регионов и районов создать систему централизованной закупки новых школьных автобусов, за эксплуатацию которых будут отвечать именно местные власти и власти субъектов.