← Назад

Создано 17.11.2022

В СФ считают, что российские школы не готовы к внедрению инклюзии

Фото: Лидия Верещагина/ СенатИнформ
Фото: Лидия Верещагина/ СенатИнформ

Развитие инклюзивного подхода в современном образовании сталкивается сегодня с проблемами неподготовленности системы общего образования к внедрению инклюзии, отсутствием специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Об этом зампредседателя Комитета СФ по социальной политике Мохмад Ахмадов заявил на круглом столе в верхней палате

Он напомнил, что по программам общего образования в рамках инклюзии обучаются более 1 млн детей с ОВЗ. Право выбора формы обучения ребёнка предоставляется родителям. По информации Минпросвещения, в 2022 году разработана модель инклюзивной образовательной организации для детей с ОВЗ, разрабатываются адаптированные образовательные программы, которые реализуются с согласия родителей. В то же время, по словам сенатора, практика инклюзии вызывает много дискуссий в педагогических, научных и общественных кругах.

Парламентарий рассказал, что сегодня существует множество проблем с обеспечением школ необходимым оборудованием. Это одна из причин, по которой многие родители до сих пор предпочитают учить детей дома. На начало 2021-2022 учебного года по программам общего образования на дому обучались 100 480 детей с ОВЗ.

Мохмад Ахмадов. Фото: СенатИнформ/ Пресс-служба СФ
Мохмад Ахмадов. Фото: СенатИнформ/ Пресс-служба СФ

Данная тенденция свидетельствует о том, что условия для получения образования детьми с ОВЗ в инклюзивных классах не отвечают потребностям таких детей

Мохмад Ахмадов, зампред Комитета СФ по социальной политике

Ряд проблем связан с недостаточным количеством психолого-медико-педагогических комиссий, которые создаются из расчёта на каждые 10 тысяч детей. А также отсутствием дефектологов и социальных психологов в школах. Из-за небольшого числа детей с ОВЗ администрация часто не берёт на работу нужных специалистов, а психологи системы общего образования не имеют необходимой компетенции и не могут оказать помощь таким детям.

Сенатор привёл данные Минпросвещения, согласно которым потребность в квалифицированных кадрах, обеспечивающих образование детей с ОВЗ, сегодня составляет около 16 тысяч человек. Это цифра намного превышает количество работающих специалистов. 

«В настоящее время сложилась ситуация: дети с ОВЗ не могут удовлетворить закреплённое в Конституции РФ право на полноценное образование в соответствии со своими потребностями», — подчеркнул Ахмадов.

По его словам, в результате растёт группа социально незащищённых людей, что создаёт дополнительную экономическую нагрузку на государство.

Это интересно
  • НеИностранец - как живут иностранцы в России?