Обновлено 02.02.2024
В СФ сомневаются, что доступ к налоговой тайне искоренит серые зарплаты
Для последовательного решения проблемы неформальной занятости необходимо наряду с контрольными методами и ужесточением наказания развивать меры поощрения как для добросовестных работодателей, так и для работающих граждан. Это могут быть меры социальной поддержки, налоговые льготы, снижение ограничений для тех, кто получает социальные выплаты. Расширение этих и разработка новых предложений для тех, кто работает «в белую», поможет быстрее переломить ситуацию, чем просто усиление контрольных механизмов. Об этом «СенатИнформ» заявил член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Николай Владимиров.
«Известия» сообщают, что доступ к данным россиян, включая те, которые относятся к налоговой тайне, могут дать территориальным органам Роструда — такая инициатива содержится в проекте приказа Минтруда. Например, речь идёт о сведениях компаний, у которых есть признаки неформальных отношений при заключении договоров ГПХ, а также о компаниях, которые сотрудничают более чем с 10 самозанятыми, начисляя им в среднем более 50 тыс. рублей в месяц, и о работодателях, у которых отклонение среднемесячной суммы оплаты труда превышает 35% от среднего значения в регионе.
О таких работодателях предлагается передавать в органы Роструда следующие сведения: ИНН, СНИЛС, код постановки на учёт, адрес регистрации, сумму доначисленных налогов.
«В данном проекте я вижу больше нежелательных рисков, чем действительно эффективной попытки решить проблему неформальной занятости», — сказал в беседе с нашим изданием сенатор Владимиров.
Среди рисков он выделил расширение круга лиц, имеющих доступ к персональным данным. По мнению парламентария, это очень серьёзная проблема, поскольку о конкретных мерах по обеспечению их защиты и соответствующих гарантиях Минтруда пока не говорит.
Кроме того, считает законодатель, принятие такого документа породит новую волну мошенничеств, поскольку появляется совершенно понятный новый сценарий введения людей в заблуждение.
У борьбы с неформальной занятостью есть и другая сторона медали: чрезмерно жёсткая борьба может привести к оттоку кадров — людей, которые могут быть ценными специалистами. И это может только усугубить ситуацию во многих отраслях, испытывающих дефицит квалифицированных специалистов
Николай Владимиров, член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству
В этой части, считает сенатор, необходимо предметно оценить возможный экономический эффект от предлагаемого усиления контроля и последствия для предприятий и отраслей, которые могут просто не пережить оттока рабочих рук.
С точки зрения эффективности предлагаемые меры также неоднозначны, заметил парламентарий. Так, они скорее всего не скажутся на людях, которые вообще официально не учтены на предприятии и полностью получают зарплату в конвертах, а в неформальной занятости таких граждан немало.
«Те же, кто неофициально получает часть зарплаты, легко могут перевестись на неполный рабочий день, чтобы не попадать под критерии, по которым оценивают потенциальных нарушителей, или вовсе официально уволиться, продолжая работать. Это сделать несложно, а эффект от предложенный инициативы вновь будет неочевидным», — подытожил Владимиров.
«СенатИнформ» писал, что в России 663 тыс. человек работают в теневом секторе экономики. Для решения проблемы Минтруда предлагало законодательно определить понятие теневой занятости и создать реестр работодателей, у которых обнаружены подобные факты.
Весной 2023 года в Правительстве обсуждалось установление KPI для снижения уровня теневой занятости в отдельных отраслях, также поднимался вопрос о стимулировании организаций, которые платят белые зарплаты.