Создано 17.02.2023
В СФ займутся проблемами развития инклюзивного образования в России
В Совете Федерации продолжается работа по совершенствованию инклюзивного образования в России. В новом формате законодатели и эксперты вместе будут искать решения, которые помогут обеспечить равный доступ к полноценной общественной жизни людям с физическими и психическими особенностями здоровья. О том, как следует изменить подход к инклюзии «СенатИнформ» рассказала член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Елена Писарева.
— Елена Владимировна, вы часто говорите о том, как важно вовлекать ребёнка с особыми образовательными потребностями в жизнь школы и университета. Для чего это нужно?
— Дети имеют право и обязательно должны расти и развиваться вместе — в России много сторонников такого подхода. Например, аутизм — это не приговор. Ребята с аутизмом могут быть очень талантливыми, и в моей практике был ребёнок, который учился индивидуально, потому что групповая работа ему была непонятна и противопоказана. Но он рисовал картины, которым могли позавидовать очень маститые художники.
Важным фактором здесь является образование. Дети, обучавшиеся в инклюзивной среде, это уже доказано, более успешны профессионально. Есть специальные программы, методики, то есть база, на которой нужно строить работу в наших регионах. Этот процесс идет при участии специальных педагогов, которые не только помогают детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении общеобразовательной программы, но укрепляют их физическое и психологическое состояние. Но для этого нужны квалифицированные кадры. Их сейчас готовят в университетах, но не все после окончания идут работать по профессии, поэтому дефицит таких специалистов огромен.
— Как решить эту проблему?
— Для этого необходимо разработать комплекс мер по модернизации системы подготовки кадров для обучения и воспитания, психолого-педагогической реабилитации обучающихся. Для выработки конкретных решений я предложила создать отдельную секцию «Инклюзивное и специальное образование» в рамках Экспертного совета при Комитете СФ и по науке, образованию и культуре.
— Как вы видите работу этой секции?
— Участниками станут 15 утвержденных Комитетом СФ по науке, образованию и культуре экспертов — профессионалов своего дела. С их помощью мы обозначим существующие основные задачи и выйдем на конкретные решения. Кроме того, я планирую продолжить свой небольшой сенаторский тур по учебным заведениям, которые готовят специалистов этой сферы. Осенью я хочу провести большой круглый стол, чтобы обозначить те проблемы, с которыми уже сейчас знакомлюсь в образовательных учреждениях.
— Какие темы вы уже для себя обозначили?
— Абсолютно точно мы обсудим тьюторское сопровождение обучающихся с инвалидностью, а также финансирование для развития инклюзивного образования. Потому что нужно понять, в чём заключаются проблемы, которые волнуют педагогов. Это может быть плохое материально-техническое оснащение, маленькая зарплата, низкое качество образования для студентов с разным спектром заболеваний, недостаточно развитая методическая база, отсутствие безбарьерной среды. Также важно обсудить вопрос целесообразности добровольного психологического тестирования абитуриентов, поступающих в педагогические вузы.
— Для чего необходимы такие тесты?
— Когда ребёнок заканчивает школу, сдаёт ЕГЭ, он имеет право поступать в те вузы, в которые хочет. Есть ребята, которые точно определились со своей будущей профессией: педагог, медработник, экономист и другие. Но есть ряд молодых людей, которые не знают, кем они могут стать. Тогда документы подаются на те направления, которые могут казаться простыми. Например, человек поступает в педвуз. Но сможет ли он смотреть примерно в 30 пар детских глаз и понимать, что в душе у каждого ребёнка? Сможет ли он постоянно расширять свой кругозор и передавать эти знания детям? Поэтому нужно помочь абитуриентам определиться. И как раз добровольное тестирование будет им в помощь для самоопределения.
— Вероятно, не менее важно затем помогать молодым специалистам с трудоустройством…
— Абсолютно верно! Ребятам нужны предложения от работодателей. Куда пойдёт человек с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) после выпуска? Где он сможет применить свои знания? Эту проблему уже решают многие университеты, которые заключили договор с организациями о прохождении практики и трудоустройстве.
Добавим, что в 2021 году ВЦИОМ провёл исследование, посвящённое информированности россиян о понятии «инклюзивное образование». Она оказалась низкой: 59% граждан впервые услышали термин от интервьюера ВЦИОМ, а ещё 16% затруднились ответить, что это такое. Каждый четвёртый слышал про инклюзивное образование (25%), но только каждый десятый (11%) смог дать верный ответ: инклюзивное образование — совместное обучение здоровых детей и детей с особенностями развития.