Обновлено 23.01.2024
Закон о просветительской деятельности формулирует «определенные правила игры», а не новые запреты
В Совете Федерации под председательством главы Комитета палаты по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой прошло обсуждение принятых Госдумой поправок в закон «Об образовании в РФ», которые вводят понятие «просветительская деятельность». Документ вызвал множество замечаний в научной и культурной среде. По словам Гумеровой, документ будет рассматриваться 30 марта на заседании возглавляемого ею Комитета. Сенатор уточнила, что если закон поддержат, то он будет вынесен на ближайшее пленарное заседание, которое пройдёт 31 марта.
Жизнь диктует нам новые вызовы, и просветительской деятельностью, зачастую, продвигается не тот контент и не те идеи просвещения, которые необходимы молодому поколению. Есть попытка залезть в умы, сердца и души детей, использовать просвещение не во благо. Поэтому мы полагаем, что просветительская деятельность как правовое понятие должно быть урегулировано сегодня
Лилия Гумерова, глава Комитета СФ по науке, образованию и культуре
По ее словам, основная задача — усложнить жизнь «псевдо-просветителям», которые «недолжным образом влияют на обстановку в России и на наших детей».
Авторами инициативы стала группа парламентариев из комиссий Госдумы и Совета Федерации по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России, среди которых сенаторы Андрей Климов, Елена Афанасьева, Александр Вайнберг, Любовь Глебова, Олег Мельниченко. Как отмечается в пояснительной записке к документу, пока что контроля над просвещением в стране, по сути, нет, и это «создает предпосылки для бесконтрольной реализации в образовании под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа». Такая пропаганда, по данным авторов, может быть направлена на дискредитацию проводимой в РФ госполитики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя.
Понятие «просветительская деятельность» объясняется в законе как распространение знаний, опыта вне рамок образовательных программ. Целью такой деятельности является интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие человека, уточнили авторы. Они подчеркнули, что поправки запрещают использование просвещения для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни. В том числе не допускается сообщать обучающимся недостоверные сведения об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях. Предполагается, что новые нормы вступят в силу с 1 июня 2021 года.
Свои опасения на заседании высказал присутствовавший на мероприятии заместитель президента РАН Сергей Люлин. По его словам, поправки являются излишним и дублируют существующие в законодательстве нормы, а, кроме того, усиливают нагрузку на популяризаторов науки.
«Просветительская деятельность станет предметом министерского регулирования, что приведет к закрытию части проектов, основанных на энтузиазме организаторов. Не ясно, какие формы контроля будут предложены, нельзя исключить, что они распространятся на просветительские онлайн-ресурсы», – высказал свою точку зрения член координационного совета профессоров РАН Юрий Ковалев.
В ответ на высказанные опасения, принимавший участие в обсуждении замминистра науки и высшего образования РФ Петр Кучеренко заверил, что «никто из разработчиков документа не является врагом российской науки». А все проблемы могут быть разрешены в подзаконных актах, разработкой которых готовы заняться профильные ведомства. Кроме того, замминистра уточнил, что нововведение не помешает устройству на работу в отечественные вузы иностранных специалистов, так как «этот процесс регулируется в России другими законами».
Лилия Гумерова ответила, что сенаторы принимают эти опасения и «не отмахиваются от них». Но закон, объяснила глава Комитета, в первую очередь направлен не на то, чтобы что-то запретить, а на то, чтобы пресечь реализацию пропагандистских мероприятий, которые вкладывают в умы подрастающего поколения ложную информацию, под видом просветительской деятельности. В частности, из области истории.
Одна из разработчиков поправок, сенатор Елена Афанасьева в свою очередь сказала, что нет цели запретить просветительскую деятельность или как-то ее контролировать, а есть цель дать определение этой работе и попытаться отфильтровать те просветительские мероприятия, которые негативно влияют, в первую очередь, на молодежь.
Иностранные организации на территории РФ разводят, зачастую, политическое миссионерство. То есть наши заграничные оппоненты пытаются воспитывать элиты в России через иностранные гранты и различные фонды, имея только одну цель – изменить политическую систему нашей страны, насаждая так называемые европейские ценности. При этом во многих государствах просветительская деятельность регулируется законодательно, а в России пока что нет
Елена Афанасьева, член Комитета СФ по международным делам
Сенатор подчеркнула, что документ лишь прописывает «определенные правила игры», без запретов. То есть закон устанавливает порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроль над ней, если эта деятельность идет с иностранным участием.
Лилия Гумерова отметила в заключение, что реализация документа потребует серьезного мониторинга и разработки необходимых нормативно-правовых актов. Также сенатор отметила, что в будущем надо подумать о создании отдельного «широкого» закона о просветительской деятельности.