Обновлено 21.05.2021
IT-гигантов обяжут открывать представительства в России
Законопроект, обязывающий IT-компании открывать официальные филиалы в РФ, внес сегодня в нижнюю палату глава Временной комиссии СФ по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков вместе с группой депутатов ГД. Уточняется, что это коснется ресурсов с суточной аудиторией более 500 тысяч российских пользователей.
Иностранные IT-гиганты занимают существенную долю отечественного рынка. В пояснительной записке к проекту закона сказано, что поисковую систему Google предпочитают около 56% россиян, а на втором и третьем месте по популярности среди соцсетей у наших граждан Facebook (около 16% аудитории) и Twitter (около 14%). Видеохостинг YouTube — третий по популярности сайт в России, который посещают более 44 млн россиян в месяц.
При этом компании Facebook, Inc. и Twitter, Inc. не имеют на территории РФ официальных представительств, а действующие у нас ООО «Гугл» и ООО «Эпл Рус» не являются официальными представительствами материнских компаний. И фактически текущее законодательство позволяет этим сервисам формально оставаться вне российской юрисдикции.
Несмотря на неосуществление деятельности на территории РФ де-юре, де-факто сервисы зарубежных ИТ-компаний используются гражданами РФ, им предоставляются услуги (в том числе платные или с условием просмотра ориентированной на российскую аудиторию рекламы), обрабатываются их персональные данные. Вместе с тем требования российского законодательства в сфере распространения информации иностранными компаниями не исполняются либо исполняются не в полном объеме
из пояснительной записки
Согласно законопроекту, IT-гиганты должны будут создать на территории нашей страны филиал, представительство или учредить российское юрлицо. А также разместить на своем ресурсе форму для обращений россиян и зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Роскомнадзора.
Для компаний, которые проигнорируют указанные требования, предусмотрен целый комплекс мер «понуждения к выполнению российского законодательства». В частности, запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе, проведение платежей в его адрес, поисковую выдачу, сбор и трансграничную передачу персональных данных россиян. А также информирование пользователей интернет-сервиса о нарушении законодательства РФ и частичное или полное ограничение доступа к нему.
Напомним, ранее спикер СФ Валентина Матвиенко говорила, что парламентарии разработают решения, которые заставят международные IT-гиганты соблюдать российские законы и выполнять требования Роскомнадзора. Она подчеркнула, что речь идет «не об ужесточении, а об урегулировании».