Обновлено 01.04.2021
Дальнейшая поддержка малого бизнеса поможет избежать закрытия компаний
Количество компаний малого и среднего предпринимательства (МСП) в России уменьшилось за год почти на 230 тысяч (до 5 млн. 730 тыс.). При этом число работников наоборот — увеличилось почти на 200 тысяч человек (до 15 млн. 458 тыс.). Об этом заявил член Комитета СФ по экономической политике Владимир Кравченко в ходе «круглого стола» в палате регионов.
Сенатор отметил, что пик сокращения числа предприятий МСП пришелся на июль и август прошлого года, когда с рынка ушли более 460 тысяч компаний, а число сотрудников при этом выросло на четверть миллиона человек.
В дальнейших периодах подобных значительных колебаний отмечено не было. Однако данная ситуация требует анализа. Можно говорить о ряде факторов, не позволяющих нормально развиваться предпринимательской деятельности
Владимир Кравченко, член Комитета СФ по экономической политике
Экспертное сообщество, по словам Владимира Кравченко, прогнозирует новую волну закрытия предприятий. И чтобы избежать этого, сенаторы и эксперты предлагают увеличить финансовую поддержку от государства, которая помогла «удержаться на плаву» многим компаниям во время пандемии. В частности, речь идет о льготной ставке по кредитам и снижении страховых взносов, что за год позволило компаниям сэкономить порядка 340 млрд рублей.
В комментарии «СенатИнформ» Владимир Кравченко напомнил, что в палате регионов подготовлен законопроект о возвращении льгот резидентам особых экономических зон (ОЭЗ). Кроме того, сенаторы занимаются доработкой проекта закона, в котором предлагается продлить ряд льгот резидентам территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР), заявил парламентарий.
Согласно паспорту нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», количество граждан, занятых в сфере МСП должно увеличиться до 25 млн. человек к 2030 году. На этот сегмент бизнеса должна приходиться почти треть от ВВП России, и не меньше 10% от всего несырьевого экспорта страны.
Замгубернатора Томской области Андрей Антонов заявил, что для достижения этих показателей необходимы дополнительные меры поддержки бизнеса. «Сейчас они направлены на то, что компания в течение года должна отчитаться контрактом, который должен быть заключен в этот период времени», заявил Антонов и добавил, что инструмент эффективный, но лишь для опытных экспортеров. Он предложил подумать над тем, чтобы увеличить сроки заключения контрактов до двух лет.
В Минэкономразвития, в свою очередь, заметили, что национальный план по развитию МСП предполагает создание цифровой платформы для компаний, с помощью которой они могут получить различные услуги и аналитическую информацию. Замминистра Татьяна Илюшникова подчеркнула, что важно, чтобы «это было не просто место со ссылками и переходами на другие сайты, а действительно единое пространство, где предприниматель мог бы видеть информацию о себе и осуществлять взаимодействие с контрольно-надзорными органами».