← Назад

Создано 25.05.2021

Эксперт рассказал, ждать ли дефицита мороженого

фото: вести35.рф
фото: вести35.рф

Обязательная маркировка мороженого и всей молочной продукции даст возможность освободить рынок от недобросовестных производителей, создать дополнительные рабочие места и увеличить отчисления в бюджеты регионов, но главное — гарантировать потребителям качество. Об этом в интервью телеканалу «Вместе РФ» заявил член Совета по вопросам АПК и природопользования при Совете Федерации Сергей Лисовский.

В России маркировка молочной продукции началась с 20 января 2021 года. Пока она проходит в добровольном порядке. Обязательной она станет с 1 июня 2021 года — для сыров и мороженого, с 1 сентября — для молочной продукции со сроком годности более 40 суток, с 1 декабря — для продукции со сроком годности 40 суток и менее. И только с 1 декабря 2023 года можно будет отследить каждую единицу молочной продукции.

Маркировка позволяет проконтролировать «жизненный цикл» товара — от производства до его продажи в магазине. Каждому продукту присваивается уникальный код (Data Matrix, двумерный матричный штрихкод), который наносится на упаковку или товарный ярлык и содержит точные данные: наименование, производитель, дата, время и место выпуска. Система фиксирует переход товара по всей логистической цепи, включая проверку кода в магазине при размещении товара на полке.

При этом Союз мороженщиков России предлагает продлить период добровольной маркировки мороженого до 1 сентября 2021 года, что позволит избежать дефицита и роста цен на мороженое. По ее словам заместителя генерального директора Союза Натальи Уткиной, сейчас производители мороженого не готовы к маркировке «по объективным причинам». Начиная с осени 2019 года, Союз говорил о том, что маркировку для мороженого сложно реализовать, что технических решений маркировать мороженое (не снижая производительность линии) нет. И результат эксперимента к декабрю 2020 года оказался неудовлетворительным. К тому же начинать маркировку в пик сезона нельзя, считает замгендиректора Союза.

По мнению члена Совета по вопросам АПК и природопользования при Совете Федерации Сергея Лисовского, принимать отсрочки — порочная практика. Получается, те, кто к нововведениям подготовился, должны «страдать» из-за лености или неделания других, кто подготовку вовремя не произвел. Эти отсрочки продляют «историю болезни». А у мороженщиков было более 1,5 лет, чтобы подготовиться к маркировке.

Уверен, что дефицита мороженого не будет, а ситуация с повышением цен зависит от позиции торговых сетей. Сегодня их наценка на мороженое составляет от 50% до 100%. Минфин посчитал, что себестоимость из-за маркировки может увеличиться на 1% — 1,5%, если торговые сети не будут добавлять их к цене, тогда наш потребитель не почувствует разницы

Сергей Лисовский, член Совета по вопросам АПК и природопользования при Совете Федерации

По данным «Центра развития перспективных технологий», полностью готовы к маркировке с 1 июня 62% производителей мороженого, для 30% есть риск задержки на одну-три недели. При этом в срыве сроков в ЦРПТ обвиняют самих мороженщиков. Известно, что ряд компаний слишком поздно заказали оборудование, а некоторые до сих пор этого не сделали.

В Минпромторге уверены, что дефицита мороженого с внедрением маркировки не будет. В сообщении ведомства говорится, что количество типографий, которые уже готовы поставлять производителям упаковку с напечатанными кодами маркировки, полностью покрывают потребности производств.

В 2020 году в РФ была произведена 451 тысяча тонн мороженого (+8% за год), а по итогам 2021 года эксперты ожидают дальнейший рост показателя еще на 3% — до 463 тысяч тонн. Основной объем произведенного мороженого идет на удовлетворение внутреннего спроса: например, в прошлом году россияне съели 444 тысячи тонн мороженого — 3 кг на душу населения. При этом на три летних месяца приходится 55-66% всех продаж.

Напомним, что в России предусмотрены штрафы за молочную продукцию без маркировки. Они указаны в статье 15.12 КоАП. Штраф за производство товаров без обязательной маркировки или с нарушением правил маркировки для юрлиц составляет от 50 до 100 тысяч рублей, для ИП или должностных лиц от 5 до 10 тысяч рублей.

Наказание за продажу, хранение, перевозку или приобретение для сбыта товаров без обязательной маркировки для юрлиц составит от 50 до 300 тысяч рублей, для ИП или должностных лиц — от 5 до 10 тысяч рублей, для физлиц — от 2 до 4 тысяч рублей. Также нарушителей ждет конфискация товара.

Те же деяния, совершенные в крупном размере, караются по статье 171.1 Уголовного кодекса. Там прописаны штрафы до 700 тысяч рублей и сроки лишения свободы до 6 лет.


Реклама