← Назад

Обновлено 09.11.2020

Спецпроект

Города и люди

Сегодня Всемирный день городов. Думаю, это хороший повод для размышлений: какова роль городов в современной России, какими они должны быть в перспективе? Что мы должны изменить в градостроительной политике государства, и нужны ли здесь вообще какие‑либо изменения? Эти и другие подобные вопросы не уходят с повестки дня.

Конечно, тема городов глобальна. Но в этом тексте я решила вынести за скобки агломерации и обсуждение судьбы мегаполисов, а сосредоточиться исключительно на малых городах и исторических поселениях. Потому что о них, считаю, сказано незаслуженно мало. Но именно их развитие во многом определит будущее России как уникальной цивилизации.

Из 1116 российских городов более 70 процентов относят к малым. Так сложилось, что именно они в своем подавляющем большинстве в девяностых годах прошлого века столкнулись с серьезнейшими экономическими и социальными проблемами. Закрытие значительной части предприятий, дефицит рабочих мест, низкие зарплаты, отток трудоспособной части населения, микроскопические бюджеты. И как результат – упадок самих городов.

Малый город — в России это город или поселок с численностью населения до 50 000 человек.

Определение

Весьма распространена точка зрения, будто такой ход событий был закономерен. Будто это неизбежное следствие того, что в современном мире лидерами развития являются агломерации. Считала и считаю эту точку зрения ошибочной: становление и укрепление агломераций не означает, что государство, общество должны мириться с разрушением исторически сложившейся структуры заселения России. Роль малых городов не следует оценивать исключительно с позиции экономической эффективности. Они носители нашей самобытности, нашей национальной культуры, традиций и обычаев русского, других народов России, свидетели и участники многовековой истории.

Один из малых городов России. Фото: discours.io

Один из малых городов России. Фото: discours.io

И, конечно же, нельзя не учитывать такой уникальный фактор как наши огромные географические размеры. А городов у нас выходит – примерно один на 15 тысяч квадратных километров. Этого явно недостаточно с точки зрения освоения необъятного пространства, контроля над ним. Дальнейшее сокращение числа малых городов, количества жителей в них будет лишь обострять эту проблему, усиливать связанные с ней геополитические риски. Лишних городов у России нет!


Улучшение условий жизни людей в малых городах, исторических поселениях обрело статус стратегического приоритета. В подписанном главой государства указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в число таких целей включено формирование комфортной и безопасной среды для жизни. Осуществляются национальные проекты, в ряду которых проект «Жильё и городская среда». Работает льготная ипотека, запущены другие механизмы решения жилищного вопроса. Реализуются программы, направленные на благоустройство городской среды, улучшение экологической ситуации. Несмотря на трудности, связанные с эпидемией коронавируса, средства на эти цели в проекте федерального бюджета на 2021 год и 2022 – 2023 годы предусмотрены.


Главное сейчас – претворить намеченное в конкретные дела на уровне местного самоуправления. Я часто бываю в российских городах. И должна сказать, что далеко не везде стратегия благоустройства принята в качестве руководства к действию. Основная причина, на мой взгляд, – отсутствие у немалой части местных руководителей глубокого понимания того, что повышение качества жизни людей не сводится только к материальному достатку, росту потребления товаров и услуг – одними торговыми точками не отделаешься. Столь же важна и возможность жить в городе в условиях, которые создают физический, психологический, душевный комфорт.


Вспоминаю разговор с владельцем бизнеса в одном из регионов России. У него есть металлургические предприятия на Урале и на юге страны. И там, и там одинаковые условия работы, одинаковая зарплата. Но эти предприятия нельзя поставить рядом по текучести кадров – на юге она в разы больше. Потому что из города на берегу теплого моря уезжают жители, в первую очередь молодежь. Кроме достойной зарплаты люди еще и хотят жить в достойных условиях. Их больше не устраивают разбитые улицы, запущенные дворы, помойки на центральном бульваре, неразвитость социальной инфраструктуры, отсутствие театров, выставок, парков. А в том городе у моря общественная среда состоит из одних только шашлычных. И больше практически ничего нет. О каком комфорте можно в таком случае говорить?! Тем более, что в эпоху интернета люди видят, как может и как должно быть.


Убеждена, огромное значение для настоящего и будущего города имеют мэр, его команда, их профессионализм как управленцев. Если на этих постах деятельные, инициативные люди, любящие свою малую родину, если в их руках дело, что называется, горит, то точки роста обязательно будут найдены.

Каждому малому городу и историческому поселению важно в каждом конкретном случае тщательно проанализировать все свои возможности, конкурентные преимущества…

Владимир Путин, президент России

Чрезвычайно важная вещь – обратить внимание на ключевые вещи, «изюминки». И в этом случае малые города могут стать действительно по‑настоящему большими центрами – большими с точки зрения туризма, развития искусства, экономики, культуры, науки».

Местные руководители часто ссылаются на нехватку денег. Но ведь и имеющиеся средства нередко используются нерационально. Речь даже не о коррупционных схемах. Гораздо чаще дают себя знать плохая организация работы, просчеты в проектировании, недостаточный спрос за выполнение намеченного. Или, напротив, избыточное регулирование и контроль, от которых у деятельных людей опускаются руки. Нельзя создать человеческие условия, относясь ко всему формально. Делать надо для людей, живущих рядом с тобой, а не «для галочки».

Конечно, любой малый город может успешно развиваться только вместе с жителями, при их поддержке, при учете их мнения, их запросов, когда действуют институты прямой демократии и местного самоуправления, отлажена связь с бизнесом, общественными организациями. К малым городам, где, как говорится, все друг друга знают, это особенно применимо. Видела немало примеров, когда мэры выстроили диалог с жителями, в ходе которого решают на что следует прежде всего тратить имеющиеся средства местного бюджета. Считаю, надо создавать площадки для широкого обсуждения градостроительных и иных проектов, советоваться с людьми, открывать простор для инициатив, новаций, творчества.

Сейчас самостоятельность городов в решении вопросов своего экономического и социального развития сталкивается с таким барьером, как высокая степень зависимости бюджетов субъектов Федерации и, соответственно, местных бюджетов от трансфертов из федерального бюджета. Убеждена, что мы должны идти к выстраиванию модели бюджетного федерализма, стимулирующей регионы и муниципалитеты к увеличению своих доходов. Совет Федерации работает над этим. Ряд наших инициатив по совершенствованию сбалансированности межбюджетных отношений при поддержке Президента России обрели статус законов. Но надо двигаться дальше. Поправки в Конституцию, формирующие единую систему публичной власти, открывают в этом плане новые возможности.

За последние годы много сделано для благоустройства городов-курортов, сохранения городов – носителей исторического и культурного наследия. Они стали привлекательными для туристов. В них заложен большой потенциал.

Его надо учитывать и при создании транспортной инфраструктуры. Думать о том, как аккуратно интегрировать малые города, связать их дорогами с региональными центрами, больницами, другими городами в конце концов. Не разрубать их на части высокоскоростной магистралью, не ставить ЛЭП на исторических ландшафтах.

И убеждена, что особую роль в повышении транспортной доступности и привлекательности для жизни в небольших городах должно сыграть и воссоздание малой пассажирской авиации.

Очевидно, что следует искать возможности для развития малых городов и путем их включения в процессы формирования цифрового общества, модернизации промышленности на новом технологическом уровне. В стране имеются структуры, способствующие решению этих задач: наукограды, индустриальные парки, инновационные центры, территории опережающего развития, институты развития. По моему мнению, нужны шаги, направленные на более тесную привязку их деятельности к нуждам малых городов. Не исключаю, что это потребует изменений в Стратегии пространственного развития, действующем законодательстве. Совет Федерации готов к сотрудничеству с Правительством России в решении этих задач, имеющих важнейшее значение для настоящего и будущего страны.

Реклама