← Назад

Обновлено 29.12.2020

Спецпроект

Инфляция для бедных. Как бороться с новой экономической пандемией

Экономисты давно сформулировали понятие «инфляция для бедных». Рост цен на основные продукты потребления (хлеб, сахар, растительное масло, пресловутая греча) далеко опережает индекс официальной инфляции. Товары массового спроса всегда находились в зоне ценового риска и год пандемии не только подтвердил, но и упрочил этот фактор. По данным Росстата с января розничные цены на сахар выросли на 71%, растительное масло подорожало на 24%, мука - на 13%, хлеб – на 6%. Это наложилось и на другую негативную тенденцию – общее снижение уровня доходов. Ситуация почти патовая. Чтобы найти выход из такой «потребительской вилки» потребовалось слово Президента. Хотя, по тональности последних выступлений Путина – это, скорее, не слово, а окрик. 

Реально располагаемые доходы упали — на сколько там, на три? На 4,3 процента, а цены на сахар выросли на 71 с лишним процент. Люди себя ограничивают, потому что у них денег нет на базовые продукты питания. Куда, куда вы смотрите-то? Вот это вопрос! Это же не шуточки… А у нас макаронные изделия — 10,5 процента, хлебобулочные — шесть. Если не остановить, будет расти дальше! А у нас с учетом урожайности или неурожайности (сахар. — Прим. ред.) уже скакнул 71,5 процента. Поэтому и остановились! А вы мне рассказываете сказки, что вы поработали с экспортерами и производителями. Ваша работа здесь ни при чем!

Владимир Путин

Правительство отреагировало оперативно. Объявлено о заморозке цен на сахар и масло. Сделки с производителями, поставщиками и ритейлерами будут производиться по фиксированным ценам в ближайшие три месяца. Генеральная прокуратура и Антимонопольная служба начинают плановые проверки сетей и оптовиков. Но и у них своя логика, которую нельзя не учесть.

Несмотря на то, что в цене масла на полке не отражен полностью рост стоимости сырья, наши компании, ориентируясь на проблему, которую вчера обозначил президент, рассматривают вариант снижения цены до уровня, доступного для массового потребителя - сырьё подорожало на 100%, а стоимость на полке сети «дали повысить на 25–30%

Михаил Мальцев, директор Масложирового союза

Главный вопрос и проблема в том, чтобы решения принимались не в пожарном, экстренном порядке, а носили системный характер. Пока правительство планирует увеличение экспортных пошлин на подсолнечник, сахар-сырец, зерно. Таким образом предполагается поддержать внутренний рынок, насытить его и такими интервенциями сдержать рост цен. 

В качестве мер оперативного реагирования провели переговоры с союзами производителей и розничными торговыми сетями. До 20 декабря будут заключены соглашения между производителями сахара и подсолнечного масла и розничными сетями. Соглашения предусматривают снижение цен производителями при поставке в розничные сети и ограничение розничной цены федеральными и региональными торговыми сетями. Соглашения будут действовать до конца I квартала 2021 года

Максим Решетников, министр экономического развития РФ

Мишустин уверен, что весь комплекс мер приведет не только к сдерживанию цен, но и к их падению. Надежды, наверное, не беспочвенные. Вопрос в том, как соединить рынок и комплекс административных мер. В качестве последних предлагается массовое внедрение онлайн касс (премьер все-таки налоговик в прошлом и фискальную суть впитал давно), в дополнение к налоговому администрированию предлагается и новый инструмент. Общероссийский каталог для мониторинга цен в крупных сетях, с обязательной разбивкой по регионам. Но пока, чтобы погасить ценовой пожар сегодня включают систему пошлинной нагрузки. Ее применение не требует длительной загрузки, а эффект может сказаться достаточно быстро. 

Чтобы стабилизировать цены на муку и хлеб, на вывоз пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы Правительство устанавливает тарифную квоту в размере 17,5 млн т. Экспорт зерновых в объёмах, превышающих её, будет облагаться пошлиной в 50% от таможенной стоимости вывозимой продукции, но не менее чем 100 евро за одну тонну. В пределах квоты пошлины на вывоз ржи, ячменя и кукурузы составят 0%, на вывоз пшеницы – 25 евро за тонну. Решение касается продукции, вывозимой из России за пределы Таможенного союза, и будет действовать с 15 февраля до 30 июня 2021 года

Михаил Мишустин, председатель правительства РФ

Временной лаг, рассчитанный правительством, растянут до середины следующего года. И это говорит о многом, видимо, эксперты полагают, что последствия пандемии коронавирусной и пандемии ценовой к этому сроку перестанут беспокоить и экономику, и общество. Однако, пресловутая «инфляция для бедных» с рынка не исчезнет. Бороться с ней лишь запретами, пошлинами, ограничениями все равно, что тушить пожар лишь только водой или пеной. Некоторые эксперты связывают нынешний ценовый всплеск и с повышением социальных пособий, в том числе выплат по безработице. Люди понесли деньги в магазины, увеличивая спрос. Логика в этом посыле есть. Поэтому вновь и вновь проговаривается система продуктовых «карточек», которые будут выдаваться нуждающимся. В США такой механизм действует давно и находит как активных сторонников, так и противников. Россию и Америку объединяет хотя бы одно – большие пространства и разнородность территорий, по качеству жизни, доходу и доступности услуг. Не случайно, что даже в последних соглашениях по ценовому ограничению для некоторых регионов сделали исключение. В Сибири, на Дальнем Востоке, на Крайнем Севере будут действовать так называемые «поправочные коэффициенты».

Это связано с тем, что достаточно дорогая логистика, и плечо доставки от производителей и сахара, и масла достаточно большое

Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли РФ

Все соглашения по фиксации цен на сахар, масло с производителями и продавцами должны быть оформлены не позднее 20 декабря. Таким образом, первое полугодие нового 2021 года рынок массовых продуктов должен встретить без ценовых скачков. Но помимо ручного регулирования процесса потребуется и системный пакет поддержки. Не исключено, что о нем сообщит Владимир Путин на своей пресс-конференции 17 декабря.

Это интересно
  • НеИностранец - как живут иностранцы в России?