← Назад

Обновлено 29.12.2020

Спецпроект

Карабахский узел – развязать или разрубить? Усилия России пока успешны

Политики, наверное, намеренно избегают сейчас появления термина «победитель» и «проигравший». В истории отношений и противостояния Армении и Азербайджана таких дефиниций лучше не употреблять. Россия выступила главным арбитром именно тогда, когда стороны конфликта дошли фактически до «красной черты». Счет погибших идет на тысячи, беженцев – на десятки тысяч. В регионе складывается то, что на языке мировой дипломатии называется гуманитарной катастрофой. Полтора месяца открытой войны между двумя союзными, между прочим, России государствами. Армения – член ОДКБ, Азербайджан иными способами и формами выказывал свою лояльность. Наверное, такая общность и способствовала появлению 10 ноября совместного заявления трех лидеров о прекращении огня. И, самое главное и основное, о введении на все линии разграничения российских миротворческих сил.

Миротворческий контингент Российской Федерации развёртывается параллельно с выводом армянских вооружённых сил. Срок пребывания миротворческого контингента Российской Федерации – 5 лет с автоматическим продлением на очередные 5-летние периоды, если ни одна из Сторон не заявит за 6 месяцев до истечения срока о намерении прекратить применение данного положения

Заявление Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации, 10 ноября 2020 года

Пока в зоны разграничения вводится 15-ая мотострелковая бригада миротворческих войск. Более 40 спецрейсов уже доставили почти 2000 военнослужащих, 90 бмп и 380 автомобилей. Все эти количественные параметры оговорены в соглашении трех лидеров. Отдельным пунктом идет проблема беженцев. Армения обязуется передать Азербайджану три района – Кельбаджарский, Агдамский и Лачинский. Через последний проходит так называемая «нить жизни», которая связывает отрезанную прежде Нахичевань с основной территорией Азербайджана. Коридор отныне будут контролировать и охранять пограничники ФСБ России. Это еще одна договорная веха. Красной строкой в переговорном процессе проходит и гуманитарная составляющая. Владимир Путин даже провел специальное совещание, на котором объявлено о создании Межведомственного Центра гуманитарного реагирования. В нем представители Минобороны, МЧС, МИД.

Готовы от момента принятия решения в течение восьми часов выдвинуть туда сводную группировку в составе оперативной группы центрального аппарата, а также 150 человек личного состава подразделений спасательных центров, также 17 единиц техники.

Если необходимо, для оказания медицинской помощи местному населению также [готовы] поставить аэромобильный госпиталь, и там личного состава 50 человек, в том числе медработники. Готовы

Евгений Зиничев, министр МЧС РФ

Контроль за гуманитарной обстановкой в районе пока потушенного конфликта будут осуществлять и международные наблюдатели от ООН. В занятой азербайджанской армией Шуше есть объекты культурного наследия, которые находятся под надзором ЮНЕСКО. Президент Азербайджана специально отметил, что и эту проблему он берет под свой контроль. А в Степанакерт, который до момента прекращения огня находился, по сути, в прифронтовой полосе, начинают возвращаться беженцы. С помощью российских миротворцев в столицу непризнанной карабахской республики вернулось уже 475 человек. Министр иностранных дел Лавров практически в режиме нон-стоп проводит телефонные консультации со своими коллегами в Баку и Ереване. Хрупкий мир удержать трудно, тем более, что его противники есть в обеих конфликтующих странах.

Поэтому есть неудовольствие в Баку, что бы там улица ни праздновала. И, конечно, есть неудовольствие в Армении. И есть другая сторона – это сторона, есть удовольствие от того, что возвращены 7 районов. И есть удовольствие в Армении от того, что удалось сохранить центр Нагорного Карабаха, Нагорно-Карабахской области, который не отошел так же, как другие районы должны отойти, собственно, под управление Азербайджана. Куда встали миротворцы. Победители. Это проигравшие. В этом смысле как это воспринимается. И давайте согласимся, многие, кто за этим наблюдает, согласимся, что для Армении и Азербайджана с учетом того, как развивалась военная ситуация последнюю неделю, есть выигрыш и есть проигрыш. Победители - Россия и Турция

Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»

Факты внутреннего недовольства сбрасывать со счетов нельзя. Премьер Армении Никол Пашинян прежде утверждал, что пойти на соглашение его вынудили военные и оперативная обстановка. В котле у Степанакерта могли оказаться до 25 тысяч армянских новобранцев и при дальнейшей эскалации потери могли стать необратимыми. Такую позицию в Ереване разделяют не все. Среди оппозиционных партий есть и жесткие реваншисты. Не случайно уже прошло сообщение о готовящемся покушении на самого Пашиняна.

Житель Сюникской области, некто А. М., «имеющий антиправительственные взгляды, не согласный с внешней и внутренней политикой премьер-министра", хранил у себя дома большое количество оружия, боеприпасов и взрывчатки……По мнению спецслужбы, этот человек договорился с политиками Армении и Нагорного Карабаха, придерживающимися антиправительственных взглядов, и их сторонниками» об использовании незаконно хранящегося оружия и боеприпасов для захвата власти, прекращения деятельности премьер-министра путем незаконного лишения его жизни и узурпации полномочий правительства

РИА Новости, 11 ноября

Экстремисты и реваншисты будут, безусловно, активированы по обе стороны конфликта. В этой связи показательна очень осторожная и аккуратная реакция России по факту гибели вертолета ВКС, который был сбит азербайджанскими ПВО. Инцидент будет досконально расследован и виновные понесут уголовное наказание. Об этом отдельно договорились два президента. Тем временем, многим хотелось бы разыграть и так называемый «турецкий фактор». Анкара активно демонстрировала желание стать активным игроком в конфликтном регионе, но в итоге в прикупе получила только несколько утешительных призов, более для сохранения дипломатического престижа.

Я читал заявления Министра иностранных дел Турции М.Чавушоглу, Министра обороны Турции Х.Акара насчет того, что они будут работать на тех же основаниях, что и россияне. Речь идет исключительно о том самом центре, который будет размещен на территории Азербайджана стационарно, без каких-либо выездных миссий. Действительно, в этом центре российские и турецкие наблюдатели, специалисты будут работать на одинаковых началах. Никаких миротворческих подразделений Турецкой Республики в Нагорный Карабах направляться не будет. Об этом четко сказано в упомянутом Вами заявлении лидеров.

Сейчас много желающих (у нас, кстати, тоже) искаженно представить достигнутые договоренности. Я с изумлением читаю некоторые такие оценки из разряда «пикейных жилетов». В других странах мира также немало спекуляций, но руководствоваться нужно тем, что записано на бумаге и является результатом напряженных переговоров, которые проводились за последнюю неделю до объявления о прекращении огня

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ

Двадцать пять постов, а точнее, опорных пунктов российских миротворцев уже развернуты, по 9 на юге и севере спорных зон, еще 7 – в Лачинском коридоре. Это видимый результат, который удалось достичь всего за несколько дней. Уже вслед за своим министром официальный представитель МИД Захарова так охарактеризовала ситуацию. Война остановлена и это главное.

Россия бросила все силы для урегулирования этой ситуации. Сначала политически, используя для этого дипломатию, международное право, переговорный процесс, а потом – бросив туда своих миротворцев. Те, кто пишут статьи и материалы, выступают на телевизионных программах и передачах, перекрикивая друг друга, должны помнить, что на сегодняшний день безопасность, мир, будущее, процветание, стабильность, и, в первую очередь, жизни граждан этого региона, непосредственно примыкающего к двум странам – Азербайджану и Армении (речь идет обо всех – о беженцах, о тех, кто находится на территории, о внутренне перемещенных лицах) – гарантируются.

Мария Захарова, официальный представитель МИД РФ

Итак, мир в Закавказье установлен. Хрупкий, надо признать, мир. Его гарантия – опять же, российские миротворческие войска, а не обоюдное и всеобъемлющее мирное соглашение двух сторон конфликта. Сумеют ли Азербайджан и Армения в договорном процессе, что называется, «перепрыгнуть пропасть»? Во всяком случае, временная фора для такой попытки имеется. Российский мандат на арбитраж в регионе рассчитан на пять лет, а в политике и в отношениях - это внушительный срок. И дающий надежду.

Это интересно
  • НеИностранец - как живут иностранцы в России?