← Назад

Обновлено 29.12.2020

Спецпроект

Кто завязывает «горячий пояс» вокруг России? Наблюдать или противостоять – вот дилемма

1 ноября – выборы президента Молдавии. Эта небольшая, бедная, ослабленная засухой страна может стать новой горячей точкой, которые за несколько прошедших месяцев вспыхивают по периметру российских границ. Бывший премьер Майя Санду («европейски ориентированная») по всем рейтингам пока уступает действующему президенту Игорю Додону, примерно в два раза. Хотя, учитывая наличие еще шести кандидатов и их групп поддержки, размыв голосов возможен и тогда второй тур неизбежен. Как неизбежны и выступления оппозиции – их уже анонсировали при «любой погоде».

Сценарий прописан не по мирному белорусскому варианту – молдавские радикалы гораздо экспансивнее, если можно так выразиться. В их анамнезе и захват правительственных зданий и жесткий клинч с правоохранителями. Козыри – евроинтеграция и фактическая уния с Румынией. В рукаве у Додона – туз в виде сотрудничества с Россией. Причем, этот союз носит не углубленный политический, а, скорее, экономический характер.

Это подтвердил и Владимир Путин на последнем заседании «Валдайского клуба». Президент прошелся по всем реперным точкам постсоветского пространства, и Молдавия не осталась в стороне.  

Мы видим, что происходит вокруг Молдовы, и знаем потребности молдавского народа и в развитии демократии, и в развитии экономики, с другой стороны. Но молдавское вино кто покупает? Во Франции купят молдавское вино? Кому оно нужно на европейских рынках? Там своё некуда девать. Там при перевозке винодельческой продукции из страны в страну даже в рамках Евросоюза аграрии на дороге останавливают и всё сбрасывают в кювет, выливают в чисто поле. Дело не только в вине, но и другие отрасли экономики настолько завязаны на России, что нормально существовать просто не могут, пока во всяком случае. Нигде, кроме как на российском рынке, это производство не востребовано

Владимир Путин, 22 октября 2020, Ново-Огарево

Молдавия, так или иначе, со своим выбором определится. Парадигма – либо ЕС, либо Россия сейчас уже не играет такой роли как несколько лет назад. Сотрудничать можно с обеими сторонами, криминала и измены здесь нет. Вопрос только в том, на каких условиях будет происходить кооперация, и не перейдет ли она в стадию поглощения, превращения страны в вассала 21-го века. Кстати, и Россия оставляет все переговорные окна с Европой открытыми. Тут показательно заявление и позиция Валентины Матвиенко, спикер сената зафиксировала ее в разговоре с Генсеком Совета Европы Марией Пейчинович-Бурич.

Россия уже почти четверть века является членом Совета Европы. Мы высоко ценим наше участие в работе структур организации, очень много полезного почерпнули для себя, во многом модернизировали наше законодательство. С другой стороны, мы считаем, что Россия также внесла большой интеллектуальный вклад в развитие этой общеевропейской структуры… Мы считаем Совет Европы одной из опор «большой Европы», на базе которой должны строиться наши отношения

Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации

Но такие «опоры» страхуют далеко не всегда и во всех ситуациях. Еще одна флуктуация на постсоветском пространстве – Белоруссия. Многотысячные и мирные, надо признать, протесты пытаются сейчас разогреть до максимума. В ответ и президент Лукашенко может пойти ва-банк. Призывы оппозиции к всеобщей забастовке особых результатов не принесли. Если обстановку не переломить через массы, то ее можно изменить с помощью нескольких боевиков-радикалов. Призывы к диверсиям уже звучали на интернет-ресурсах, поддерживающих протест. Александр Лукашенко отвечает в свойственном ему стиле.

Мы терпели. Я сразу обозначил: есть красные линии. И не дай бог кто-то их переступит. Они их переступили по многим направлениям, я об этом говорил... Если кто-то прикоснётся к военнослужащему (я уже замечание делал генералам), он должен уйти оттуда как минимум без рук. Я говорю это публично, чтобы все понимали нашу дальнейшую решительность. Дальше — всё. Нам отступать некуда, и мы отступать не собираемся. Кто готов, будем действовать

Александр Лукашенко, президент Белоруссии

Неделей раньше положение в Белоруссии оценил и Владимир Путин. Кроме непосредственной оценки были предприняты и несколько демонстративных поступков. Это и официальный, открытый визит в Минск главы СВР Сергея Нарышкина и переговоры министров обороны союзных государств. Но, в целом, в белорусском клубке противоречий Россия может взять на себя только роль арбитра, когда об этом попросят стороны гражданского конфликта.

Нужно дать возможность самим белорусам спокойно разобраться со всей ситуацией, принять соответствующие решения. В том числе, может быть, эти решения лежат на пути принятия поправок в действующую Конституцию либо принятия новой Конституции. Президент Лукашенко об этом сказал публично. Да, можно сказать: ну сейчас он там чего-нибудь напишет себе на пользу, и всё это не имеет ничего общего с демократией. Но, вы знаете, всё можно ведь оболгать, на всё можно посмотреть скептически. Я уже говорил, ладно, не буду вдаваться в детали. Но то, что происходило в Белоруссии, выгодно отличается от того, что происходило на улицах некоторых крупных городов развитых демократий, понимаете? Да, жёсткость была, и всё, а может быть, даже неоправданная, тогда пусть ответят те, кто это допустил. Но в целом, если сравнивать и посмотреть на картинки – во всяком случае, безоружному человеку в спину никто не стрелял из боевого оружия

Владимир Путин, 22 октября 2020 года, Ново-Огарево

Еще один проблемный очаг на границе – Киргизия. Смещение властей «через улицу» там происходит с пугающей регулярностью. Вот и на этот раз президент страны ушел в отставку. Многие говорят о противостояние территориальных кланов и их борьбе за власть. Побеждает то юг, то север. Очередные новые власти спешат делать заявления о лояльности Москве. И это обходится достаточно дорого.

Предоставленный в 2009 кредит на 300 миллионов долларов пришлось списать, затем 200 миллионов долларов внесли как взнос по вступлению в ЕврАзЭС. Еще 255 миллионов траншами было перечислено в течение 4 лет. Из-за государственного коллапса в Бишкеке подвис очередной кредит – в 100 миллионов от Евразийского фонда. От такой помощи не откажется любое правительство и визит министра иностранных дел Киргизии в Москву сразу после затухания беспорядков тому подтверждение.

Решение Евразийского фонда стабилизации и развития о выделении льготного кредита Киргизской Республике в размере 100 млн. долларов существует, его никто не отменял. По срокам реализации этого решения необходимо, конечно, договариваться по линии этого фонда, о чем киргизские друзья прекрасно знают. Мы подтвердили сегодня те договоренности, которые были согласованы с предыдущим Правительством Киргизии, в том числе и объяснения того, что сейчас главный вопрос заключается в определении сроков предоставления кредита по линии Евразийского фонда стабилизации и развития

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ

Процессы, которые происходят сейчас на сопряженном с Россией пространстве, попытался проанализировать в своей «валдайской речи» и Владимир Путин. Он не ссылался в своих выкладках на знаменитую справку американской RAND, в которой четко указывались точки протестного противостояния. По пунктам – Белоруссия, Средняя Азия, Молдавия (Приднестровье). Президент хотел объяснить, что экспорт «улучшений» чреват опасностью сам по себе.

Приходится сталкиваться с тем, что подчас подлинный общественный запрос пытаются подменить интересом какой то узкой социальной группы, а то и, прямо скажем, внешних сил. Настоящую демократию и гражданское общество невозможно импортировать. Много раз об этом говорил. Они не могут являться продуктом деятельности иностранных «доброжелателей», даже если те якобы хотят как лучше. В теории это, наверное, возможно, но, если откровенно, я, честно говоря, с таким ещё не сталкивался и не очень то в это верю. Мы видим, как функционируют такие «завозные» модели демократии. Это просто оболочка, фикция, как правило, фикция, лишённая внутреннего содержания, даже подобия суверенитета. У народа там, где реализуется подобная схема, реально ничего не спрашивают. А соответствующие руководители – это не более чем вассалы. А за вассала, как известно, всё решает господин. Поэтому вновь повторю: только граждане своей собственной страны вправе определять, в чём их общественный интерес

Владимир Путин, 22 октября 2020, Ново-Огарево

Для сегодняшнего процесса возбуждения «горячего пояса» вокруг России характерен еще один фактор – фактическое самоустранение крупнейшего интересанта – США. Внутренние предвыборные проблемы штатов вывели на авансцену других игроков – малые страны Европы, которые мечтают о своеобразном реванше. Польша, Румыния, страны Балтии почувствовали себя настолько уверенно, что пытаются разыгрывать свои собственные партии. Правда, геополитический их дебют пока удачным назвать нельзя.

Ситуация, что называется, «поставлена на паузу». Как долго она продлится и чем завершится – выяснится совсем скоро. Первый маркер – выборы в Молдавии, второй – трансформация или, наоборот, затухание протестов в Белоруссии. И третий аспект, самый важный, останутся ли силы у США претендовать на роль мирового арбитра (жандарма) после 3 ноября.

Это интересно
  • НеИностранец - как живут иностранцы в России?