Создано 05.03.2024
Маркетплейсы начнут работать по правилам
В России хотят установить основы госрегулирования работы маркетплейсов, закрепив права и обязанности владельцев таких торговых площадок, а также самих продавцов. Соответствующий законопроект 5 марта внесли в нижнюю палату парламента глава Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов и депутат ГД Владимир Гутенев.
Документ, в частности, устанавливает условия и требования к договорам, которые владелец маркетплейса заключает с продавцом и с владельцем пункта выдачи заказов (ПВЗ). Одно из обязательных требований к таким документам — явное и понятное изложение условий сотрудничества. Маркетплейсам запретят брать с продавцов комиссию больше 10% от стоимости товара. Кроме того, они больше не смогут требовать с покупателя деньги за возврат покупки или получать подобные платежи.
Маркетплейсы, в соответствии с законопроектом, будут разделены на две категории. К первой отнесут те из них, которые работают как агрегаторы информации о товарах и являются посредниками между покупателем и продавцом. Ко второй — маркетплейсы, торгующие товарами, которые являются их собственностью.
К компаниям, которые занимают свыше 20% рынка, будут применять особые меры регулирования. В их числе — запрет включать в договор пункты об отказе от конкуренции, о ценовом паритете, а также дискриминационные правила реализации товаров и навязывание определённых невыгодных условий поставщикам и владельцам ПВЗ.
Мы разделили маркетплейсы на две части: одна из которых – просто витрина, которая даёт информацию об определённом товаре и соединяет его напрямую с продавцом, а второй вариант — когда в данном случае агрегатор продаёт продукцию, которая является его собственностью
Андрей Кутепов, глава Комитета СФ по экономической политике
По словам сенатора, новелла предполагает изменения и в Налоговый кодекс в части определения того, каким образом должны работать доставщики и каким образом будут приниматься решения о принятии на работу.
«Данная сфера затрагивает не только сетевые магазины, но и доставку, а доставка, как правило, очень мобильная. И предприниматели здесь заняли ту нишу, которую, допустим, та же «Почта России» не может занять», — сказал сенатор в интервью телеканалу «Вместе-РФ».
Кроме того, авторы аконопроекта предлагают наделить Федеральную антимонопольную службу (ФАС) полномочиями по рассмотрению дел о нарушении соответствующих правил в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.
Наше издание сообщало, что ранее Кутепов выступил с инициативой определить долю рынка маркетплейсов, и при необходимости ограничивать открытие новых пунктов выдачи заказов.
Сенатор также разработал законопроект, в котором предложил обязать владельцев маркетплейсов обеспечивать безопасность вложений и не допускать пересылку запрещённых веществ.