Создано 21.05.2021
Владельцы ж/д контейнеров официально станут полноценными участниками перевозок
Глава Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов разработал законопроект, который уточняет правовой статус операторов железнодорожного подвижного состава (то есть компаний или ИП, которые владеют ж/д вагонами, контейнерами и платформами, участвующими в перевозках). Предлагаемые изменения, по мнению сенатора, не только послужат усилению дальнейшей роли оператора в перевозочном процессе и повышению его статуса, но также станут «благоприятным стимулом для развития конкуренции на рынке железнодорожных перевозок».
Как говорится в пояснительной записке, в связи с реформой железнодорожной отрасли, появлением новых участников перевозочного процесса, на рынке произошли значительные изменения.
С появлением операторов изменилась технология перевозочного процесса. Подача вагонов под погрузку, которая до реформы железнодорожного транспорта была лишь элементом договора перевозки, выделилась в самостоятельную стадию. Оператор заявил себя в качестве субъекта с особым правовым статусом, заключающим договоры, обладающие определенной спецификой и, осуществляющем деятельность, требующую специального нормативного правового регулирования
Андрей Кутепов, глава Комитета СФ по экономической политике
Однако российское законодательство не устанавливает в должной мере правой статус операторов. Это приводит к тому, что другие участники перевозочного процесса — перевозчики, владельцы инфраструктур — не признают операторов как полноправных участников перевозочного процесса и создают для них невыгодные условия присутствия на рынке.
Сейчас, отмечает Кутепов, установленное законом понятие «оператора железнодорожного транспорта» неполноценно. Требования к операторам ограничены критериями, которые не характеризуют их как участников железнодорожной грузовой перевозки и не раскрывают специфику деятельности.
«При этом владение оператором на законном основании вагонами и/или контейнерами, передача их на возмездной основе грузоотправителю под погрузку в целях перевозки грузов, а также оказание им иных сопутствующих услуг в перевозке квалифицируют его как самостоятельного участника перевозочного процесса», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В связи с этим в законопроекте понятие оператора будет изложено в новой редакции, которое определит его статус как участника перевозочного процесса. Изменения позволят выделить оператора, как полноправного самостоятельного субъекта железнодорожной перевозки и поставят его на один уровень с перевозчиком и владельцем инфраструктуры.
Также в проекте оператор представлен как один из субъектов перевозки, наряду с перевозчиками и иными юридическими и физическими лицами. Кроме того, предлагается установить возможность для операторов заключать с перевозчиком долгосрочные договоры об организации перевозок.