← Назад

Создано сегодня в 14:54

Отвечать за ДТП с беспилотным транспортом будут и владельцы, и производители

Фото: Komsomolskaya Pravda/ Global Look Press

Ответственность за ДТП с беспилотниками будут нести не только владельцы и операторы этого транспорта, но и изготовители и сервисные центры. Такой законопроект подготовили в Минтрансе. Зампред Совета по развитию цифровой экономики при СФ, первый замглавы Комитета верхней палаты по конституционному законодательству и госстроительству Артём Шейкин сказал «СенатИнформ», что предложенная система выглядит справедливой.

Согласно документу, в законодательстве закрепят понятийный аппарат, права и обязанности всех, кто имеет отношение к изготовлению и эксплуатации беспилотного транспорта. Также установят требования к операторам и порядок допуска таких машин на автодороги. Изготовители беспилотников будут нести ответственность, если причиной ДТП стало нарушение правил дорожного движения таким транспортом. Оператора транспортного средства (ТС) накажут только в случае невыполнения его обязанностей. Владельца беспилотного ТС признают виновным, если он нарушил требования эксплуатации или самовольно изменил конструкцию машины, пишут «Ведомости». Сервисный центр понесёт наказание в случае аварии, если там некачественно отремонтировали ТС или не обновили программное обеспечение. Сейчас Минтранс дорабатывает законопроект совместно с представителями отрасли, экспертами и профильными ведомствами. Итоговую версию документа направят для рассмотрения в правительство.

По словам сенатора Артёма Шейкина, предложенная система выглядит справедливой и отвечает современным вызовам. Беспилотный транспорт — это сложный комплекс, где за безопасность отвечает не только водитель, но и производитель, и сервисные центры, и операторы дистанционной поддержки.

Логично, что ответственность должна распределяться между всеми участниками процесса в зависимости от их роли и степени влияния на результат. Если ДТП произошло из-за ошибки программного обеспечения или дефекта в конструкции, ответственность несёт производитель. Если причиной стала халатность владельца или некачественный ремонт — отвечают те, кто допустил нарушение

Артём Шейкин, первый зампред Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству

Парламентарий считает, что за нарушения, которые привели к аварии без пострадавших, достаточно административных штрафов. Но если речь идёт о причинении вреда здоровью других участников дорожного движения, тогда должны применяться более строгие меры, включая уголовную ответственность. Это соответствует общему принципу: чем выше риски для общества, тем серьезнее санкции. «Главная цель закона — не только наказание, но и создание условий, при которых все участники рынка будут заинтересованы в максимальной безопасности беспилотных систем, — подчеркнул Артём Шейкин. — Это позволит ускорить их внедрение и укрепить доверие к новым технологиям»

Напомним, в России до 1 апреля 2028 года действует экспериментальный правовой режим, который предусматривает специальные обозначения для беспилотных автомобилей. На них должен быть знак «Автономное управление», а также специальная маркировка на заднем боковом стекле. Также рассматривают вопрос об установке дорожных знаков, сообщающих о движении беспилотных авто.

Сенатор Николай Владимиров отмечал, что россияне проявляют всё больший интерес к беспилотному транспорту, поскольку восприятие технологий меняется по мере их совершенствования и расширения опыта использования. Многие страны уже вводят меря для регулирования беспилотников, а крупные компании вкладываются в их разработку и тестирование.

По данным недавнего исследования, почти половина россиян (45%) пока не готовы пользоваться беспилотным транспортом. Наибольший скепсис проявляют люди старше 60 лет. При этом 51% респондентов могли бы пересесть в беспилотный автомобиль или автобус.

Это интересно
  • Точки Роста – инновации в России. Новые производства и технологии.
    НеИностранец - как живут иностранцы в России?