Обновлено 03.12.2021
Просветители должны понимать, какие имеют права и к кому обращаться за поддержкой
Закон о просветительской деятельности должен не усложнить, а облегчить работу граждан и организаций, которые занимаются истинным просветительством на профессиональной основе. Такое мнение «Парламентской газете» высказала член Комитета СФ по международным делам Елена Афанасьева, которая также является одним из авторов закона.
Они (просветители - прим. ред.) должны понимать, какие имеют права, какие нормы существуют для такого рода деятельности, кто и как их будет контролировать, куда нужно обращаться за поддержкой
Елена Афанасьева, член Комитета СФ по международным делам
1 июня вступает в силу закон о просветительской деятельности, разработанный Советом Федерации и Госдумой. Теперь просветительством предлагается считать распространение знаний и опыта, формирование умений, навыков, компетенции и ценностных установок. Цель такой деятельности — интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое или профессиональное развитие. Вести просветительскую деятельность могут органы власти, коммерческие структуры и индивидуальные предприниматели.
Закон запрещает использовать просвещение для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Также нельзя сообщать обучающимся недостоверные сведения об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов. Определять порядок, условия и формы просветительской деятельности, а также вести контроль будет Правительство.
23 апреля Минпросвещения опубликовало проект постановления, в котором были прописаны порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности в школах, вузах и организациях культуры. По итогам обсуждения авторам документа поступило много замечаний.
Как рассказала «Парламентской газете» Елена Афанасьева, для корректировки документа с учетом поступивших предложений было принято решение о создании совместной рабочей группы Минпросвещения и Минобрнауки.
По словам сенатора, после этого должен появиться новый текст постановления, но к моменту вступления закона в силу нормативный документ не будет готов. В связи с этим в законе предусмотрен переходный период до 1 сентября 2022 года, «чтобы ведущие просветительскую деятельность лица могли согласовать все необходимые моменты».
Афанасьева отметила, что подзаконные акты должны будут определить регламент открытых данных о лекторах. Благодаря этому, студент будет в курсе, что, например, лекцию по финансовой грамотности читает кандидат экономических наук, а не человек, который не имеет достаточной профподготовки в области финансов.
Сенатор полагает, что профильные ведомства смогут доработать документ, который бы устроил профсообщество, в течение полутора месяцев.
Как ранее отмечала глава Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, основная задача закона — усложнить жизнь «псевдо-просветителям», которые «не должным образом влияют на обстановку в России и на наших детей». По словам Гумеровой, просветительской деятельностью часто продвигается не тот контент и не те идеи, которые необходимы молодому поколению. «Есть попытка залезть в умы, сердца и души детей, использовать просвещение не во благо. Поэтому мы полагаем, что просветительская деятельность как правовое понятие должно быть урегулировано сегодня», — подчеркнула сенатор.