Обновлено 24.01.2022
Накануне «киберпонедельника» Роспотребнадзор напомнил покупателям об их правах

В связи с акциями в интернет-магазинах в рамках «киберпонедельника», который пройдет 31 января, в Роспотребнадзоре покупателям ещё раз рассказывают об их правах.
В частности, от товара, купленного в онлайн, человек может отказаться в любое время до его получения, а после доставки — в течение семи дней, если сохранены товарный вид и потребительские свойства покупки. Такое правило не распространяется только на лекарственные препараты. При этом продавец должен чётко сформулировать условия и цену приобретения товара по акции.
Продавец обязан передать покупателю заказанный товар, даже если он ещё не оплачен. «Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар (заключить договор)», — поясняют в Роспотребнадзоре.
Продавец должен доставить товар в сроки, установленные в договоре. Если этого не происходит, покупатель может потребовать выплатить ему неустойку в размере 0,5% суммы от предварительной оплаты за каждый день просрочки. Если продавец не предоставил информацию о порядке и сроках возврата товара в письменной форме в момент доставки товара, то отказаться от товара можно в течение 3 месяцев.
А если товар, купленный в интернет-магазине, оказался ненадлежащего качества, то в этом случае потребитель имеет те же права, что и при офлайн-торговле: согласно закону «О защите прав потребителей», возможна замена товара на новый, перерасчет стоимости или возврат товара.
Специалисты ведомства напоминают, что продавец не должен навязывать дополнительные продукты или услуги. Например, консультация по выбору и проверка качества покупки входят в обязанности продавца. А комплектность товара определяется изготовителем. Если покупателю предлагают расширенную гарантию, стоит помнить, что она должна действовать уже после окончания гарантийного срока, который определил производитель. А программы страхования или защиты покупателя зачастую дублируют обязанности, которые изготовитель и продавец должны исполнять по закону: например, обмен товара на качественный или его ремонт.
Также Роспотребнадзор дал несколько советов потребителям накануне «киберпонедельника». В частности, лучше проверить цену на акционный товар у других продавцов. «Если товар неожиданно «подорожал» перед акцией и со скидкой стоит столько же, сколько и раньше, привлечь к ответственности продавца (многие из которых находятся за рубежом) будет невозможно», — предупреждают специалисты Роспотребнадзора.
По их мнению, потребителя должна насторожить слишком низкая цена: это может свидетельствовать о продаже фальсифицированного или контрафактного товара. Советуют не забывать заранее посмотреть на стоимость доставки, поскольку продавец может предложить большую скидку за счёт завышения цены на неё.
Если при покупке товара через агрегатор товар не будет доставлен в срок, покупатель может потребовать от посредника вернуть деньги. Возврат производится в течение десяти календарных дней.
Кроме того, покупателям напоминают, что они могут стать жертвами фишинговых сайтов, основная цель которых — сбор персональных данных, сведений о платежных картах и паролях. Поэтому на сайтах или в приложениях надо проверять информацию о продавце: фирменное наименование, адрес, режим работы, ОГРН для юрлиц, фамилию, имя, отчество и ОГРНИП для ИП.
Если советы и рекомендации не помогли, россияне всегда могут пожаловаться на недобросовестных продавцов или некачественные товары и услуги в региональное управление Роспотребнадзора или заполнить форму обращения на официальном сайте ведомства.