Обновлено 01.06.2021
Сенаторы подготовят рекомендации по дополнительным мерам противодействия экстремизму
В ежегодном докладе Временной комиссии СФ по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ необходимо отдельно остановиться на вопросе противодействия экстремизму, а рабочей группе комиссии по анализу угроз российскому суверенитету продолжить изучение его форм и методов, и затем подготовить рекомендации по противодействию их реализации. Об этом 31 мая заявил глава Временной комиссии СФ по защите госсуверенитета Андрей Климов. На расширенном заседании комиссии сенаторы и эксперты обсудили тему попыток разжигания внешними силами сепаратизма, межнациональной и межрелигиозной розни.
Речь шла, в частности, и о законе, который 2 июня верхняя палата планирует рассмотреть на пленарном заседании — о временном запрете на участие в выборах лиц, причастных к экстремистским и террористическим организациям. Как сказано в инициативе, участвовавшие в деятельности таких организаций не смогут выдвигаться на выборы в течение пяти лет (для руководителей) или трех лет (для рядовых участников и тех, кто оказывал организации финансовую или иную помощь) с момента признания организации экстремистской. Запрет распространяется на участников, членов, работников и иных лиц, чья причастность к деятельности экстремистской или террористической организации установлена вступившим в силу решением суда. Учредителей и руководителей таких организаций можно будет не допускать к выборам без судебного решения. Речь идет о выборах всех уровней, а не только в Госдуму.
Экстремистов всех мастей используют для расшатывания политической стабильности в России. В канун сентябрьских парламентских выборов эти центры заранее планировали оказать содействие своим ставленникам, в том числе, тем из них кто уже на практике проявлял себя в действиях экстремистского характера. Под экстремизмом наше законодательство понимает, в частности, насильственное изменение основ конституционного строя, публичное оправдание терроризма и разжигание расовой, междунациональной и межрелигиозной розни, воспрепятствование деятельности органов госвласти
Андрей Климов, глава Временной комиссии СФ по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ
Как напомнил на заседании член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Александр Башкин, через год, осенью, исполняется 20 лет со дня принятия в 2002 году базового федерального закона об экстремизме, который впервые закрепил само понятие «экстремизм», его формы и методы профилактики.
Сенатор привел данные МВД РФ, согласно которым, террористических преступлений в России в 2003 году было зафиксировано 8664, а в 2013 — 622. «И немаловажную роль в этом сыграл комплекс мер, основанный на принятом законе. При этом число экстремистских преступлений выросло. В 2003 году их было 157, а в 2018 году — 1521, хотя в последние два года рост замедлился», — уточнил парламентарий. По его словам, терроризм приобрел черты экстремизма. И нет, отметил Башкин, ни одного из общих признаков экстремизма, который бы не нес в себе крайнюю степень общественной опасности. Главное, уверен сенатор, «не допускать негативных проявлений экстремизма, основываясь на четкой законодательной базе».
По словам первого зампреда Комитета СФ по международным делам Владимира Джабарова, экстремизм — это зло, и сначала «он маскируется под видом конструктивной оппозиции», а потом выливается в деструктивное и радикальное поведение. Но Россия, отметил сенатор, получила «прививку от деструктивной оппозиции» в конце 1980-х — начале 1990-х годов, а потому сейчас способна быстрее выявлять и пресекать такого рода проявления.