Создано 05.10.2021
В 17 странах, включая Россию, уже есть водородные стратегии
Вопросы декарбонизации и энергоперехода находятся в тренде мировых дискуссий. Все больше стран, компаний и целых отраслей формируют амбициозные планы по снижению выбросов и переходу на низкоуглеродные источники энергии. Об этом на «круглом столе» в Совете Федерации сказал первый замглавы Комитета СФ по экономической политике Юрий Федоров.
В то же время, по его словам, стоит вопрос сохранения высокого уровня надежности электроснабжения потребителей. «Текущая ситуация с ценами на газ, уголь и нефть показала, что процесс декарбонизации не может быть пройден за короткое время», — отметил сенатор. Он добавил, что причины роста цен на энергоносители связаны с достаточно большим количеством факторов: со спадом производства в прошлом году, снижением уровня инвестиций в углеродные источники и регуляторикой в зарубежных странах.
При этом, рассказал парламентарий, цены выросли и на свободном рынке. Федоров считает, что проблемы с электроснабжением вызваны, в том числе, и проблемами с выработкой оффшорной электроэнергетики, что «еще раз подчеркивает необходимость резервирования мощностей традиционной энергетики для компенсации потерь в случае проблем с переменными источниками».
На этом фоне мы продолжаем говорить об атомной энергетике. Без нее достижения цели Парижского соглашения (соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата, регулирующее меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере с 2020 года, — прим. ред.) видится недостижимым. Кроме того, развитие атомной энергетики может быть отличным подспорьем для развития водородных проектов
Юрий Федоров, первый замглавы Комитета СФ по экономической политике
Сенатор привел данные, согласно которым 17 стран, включая Россию, уже имеют водородные стратегии, и еще более 20 стран публично заявили, что они над этим работают. По словам Федорова, сегодня производство низкоуглеродного водорода минимально, а его стоимость еще неконкурентоспособна. Возможности использования водорода, например, в промышленности и транспорте остаются ограниченными.
Сенатор рассказал, что практически весь водород в 2020 году пошел на нефтепереработку и промышленные цели. «Технологическое развитие — процесс небыстрый, а иногда и достаточно спорный с точки зрения эффективности. Пока Россия имеет огромное преимущество — газ и газотранспортные мощности, которые можно использовать для поставки водорода покупателям. В теории низкоуглеродный водород, произведенный из газа, является переходным к водороду «зеленому», — сказал сенатор.
Коллега Федорова, зампред Комитета СФ по экономической политике Константин Долгов, в свою очередь, рассказал, что есть ряд пилотных регионов по производству водорода. Один из них — Мурманская область, которую сенатор представляет в верхней палате.
«Мы предлагали и предлагаем вполне конкретные вещи: как сделать более дешевым производство такого водорода и более экономически выгодным», — рассказал Долгов. Среди озвученных им предложений — установление специального тарифа на электроэнергию в тех регионах, где осуществляется генерация электроэнергии от возобновляемых источников энергии для проектов в рамках реализации Концепции развития водородной энергетики. «Если мы хотим нарастить производство энергетического водорода, давайте создавать для этого соответствующие инфраструктурные условия», — предложил парламентарий.
По его мнению, необходимо субсидировать из федерального бюджета технологическое присоединение к сетям электроснабжения в регионах, в которых осуществляется генерация электроэнергии от возобновляемых источников энергии, для проектов по производству водорода.
Еще одна важная тема, по словам сенатора, -- импортозамещение в этой сфере. Он рассказал, что в Минпромторге уже утвержден план мероприятий по импортозамещению применительно к водороду, и сенаторы его активно поддерживают.
Напомним, что ранее «СенатИнформ» сообщал, что правительство утвердило концепцию развития водородной энергетики.