Обновлено сегодня в 12:29
В Минтрансе рассказали, что мешает быстро перевозить грузы по стране

Фото: Svetlana Vozmilova/ Global Look Press
С сентября 2026 года все транспортные документы можно будет оформить исключительно в электронном виде, и сделать это смогут только экспедиторы, включенные в реестр. Он заработает с марта 2026 года на платформе госуслуг, где все компании и предприниматели, занимающиеся соответствующей деятельностью, должны зарегистрироваться. Об этом напомнил директор департамента цифрового развития Минтранса РФ Артём Юренков, выступая 3 июля на заседании секции «Цифровая трансформация транспорта» в верхней палате.
Юренков уточнил, что сегодня можно в электронном виде оформить 6 типов транспортных документов, включая основные – транспортные накладные и путевые листы. Но это носит добровольный характер. «Каждый месяц оформляется порядка 1,5 млн документов. Количество постоянно растёт. Абсолютные чемпионы — это X5 Group, «Магнит», Мосгортранс. В конце сентября 2024 года Мосгортранс полностью перешёл на электронные путевые листы для водителей автобусов и электробусов», — уточнил Юренков.
Он подчеркнул, что завершился пилотный проект по применению электронных перевозочных документов при обороте алкогольной продукции и запущен эксперимент по электронному документообороту при перевозке зерна.
Представитель Минтранса обратил внимание, что при этом достаточно затруднена существующая статистика, поскольку предприятия не всегда обязаны предоставлять данные о своих перевозках. «Мы можем отслеживать экспорт и импорт, благодаря таможенным органам, но внутренние перемещения грузов всё равно продолжают оставаться не всегда прозрачными», — пояснил Юренков. Благодаря Государственной информационной системе электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) наличие таких данных станет в том числе мощным инструментом при прогнозировании развития экономики, планировке строительства новых предприятий и оценки возможностей логистики.

Артём Юренков. Фото: Александр Черезов/ Фонд Росконгресс
Сегодня одной из основных проблем, влияющих на сроки перевозок и конкурентоспособность нашей страны, остаётся отсутствие единых стандартов информационного взаимодействия и форматов электронных документов. А также длительное оформление этих документов для мультимодальных перевозок и прохождения государственной границы
Артём Юренков, директор департамента цифрового развития Минтранса РФ
По его словам, основная задача заключается в том, чтобы все документы автоматически попадали в электронные системы. При условии, что перевозка легальна, не несёт рисков и соответствует всем требованиям законодательства, процесс её оформления должен быть прозрачным и быстрым.
Ранее сенатор Андрей Кутепов говорил, что Россия начинает обгонять зарубежные страны по скорости оформления документов и пропуску грузов на границе, поскольку в РФ третий год подряд идёт активное обновление пропускных пунктов на границах, и на это ежегодно выделяется примерно 25 млрд рублей.
Сенатор Иван Абрамов предлагал при строительстве новых погранпереходов с Китаем использовать временные сооружения, а потом уже возводить постоянные, включая логистические центр.