Создано сегодня в 14:25
В РФ хотят запретить автоматическое списание платы за онлайн-подписки

Фото: Elena Mayorova/Global Look Press
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила поправки в закон «О защите прав потребителей», направленные на то, чтобы уберечь граждан от несанкционированных списаний при оплате онлайн-подписок.
Когда документ вступит в силу, клиенты онлайн-кинотеатров, программ лояльности и потребители других услуг с ежемесячной оплатой, смогут поставить запрет на использование реквизитов их банковских карт, если они удалены из личного кабинета. Таким образом, не нужно будет проходить сложные процедуры отказа от подписок, поскольку расторжение договора и прекращение списания периодических платежей будет четко урегулировано законом, пишет газета «Известия». Продавцы должны будут обеспечить возможность такого запрета.
Законопроект, о котором идёт речь, был внесен в Госдуму ещё летом 2023 года, после чего дорабатывался с учетом замечаний правительства. В сентябре 2024 года документ приняли в первом чтении, а вступить в силу он должен в сентябре 2025 года.
Замглавы Совета по развитию цифровой экономики при СФ, первый зампредседателя Комитета верхней палаты по конституционному законодательству и госстроительству Артём Шейкин считает, что предложенные поправки – ещё один шаг к цивилизованным и прозрачным отношениям между потребителями и онлайн-сервисами. В разговоре с «СенатИнформ» парламентарий отметил, что бизнесу опасаться нечего, так как закон не запрещает подписки и периодические платежи как таковые, а требует прозрачности механизма и согласия граждан.
Риски удорожания услуг, на мой взгляд, минимальны. Ответственные компании адаптируются, внедрят удобные механизмы управления подписками, и в долгосрочной перспективе только выиграют — за счёт лояльности пользователей и снижения репутационных рисков. Законопроект призван установить понятные и честные правила игры для всех сторон
Артём Шейкин, первый зампред Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству
Ранее сообщалось, что каждый четвёртый россиянин пользовался подписками на онлайн-кинотеатры, видеоплатформы, аудиостриминги, библиотеки электронных книг. В городах с населением больше 100 тыс. человек хотя бы одну подписку имеют 55% респондентов, а 95% знают об их существовании.
К середине 2024 года число пользователей онлайн-кинотеатров выросло до 53 млн человек.