Создано 08.04.2024
В России хотят изменить критерии приёма на целевое обучение

Фото: standret/ freepik
Для решения проблемы отказов от обязательного трудоустройства после окончания целевого обучения молодым специалистам нужно создавать достойные условия работы, заявила «СенатИнформ» зампред комитета СФ по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева.
Ранее «Известия» со ссылкой на главу Минобрнауки РФ Валерия Фалькова сообщили, что в ведомстве обеспокоены отказами таких выпускников работать на конкретных предприятиях.
Причины такого решения у выпускников различны, например, неблагоприятные условия труда или желание переехать в другой регион. При этом законодательство позволяет им принять такое решение и расторгнуть договор. Как объяснил Фальков, ведомства, отвечающие за такой набор студентов, работают над решением проблемы.
Согласно докладу Правительства РФ о сфере образования, в 2022 году за счёт федерального бюджета зачислено почти 54 тыс. студентов на целевое обучение в вузы. Больше всего целевиков учатся на медицинских специальностях, а также в образовании и сфере транспорта, но у них возникают проблемы с трудоустройством после окончания вуза.
Так, в медицинской сфере в 2022 году не все выпускники выполнили свои обязательства по договору. В Минздраве РФ полагают, что причина — в нормативных актах 2015-2016 годов, где не предусмотрено жёстких мер финансовой ответственности за неисполнение обязательств по договору.
Сенатор Екатерина Алтабаева заметила, что выпускники могут отказываться от требований по отработкам в силу объективных причин, например, низкой заработной платы или отсутствием достойного жилья по месту работы. Это касается, например, работы педагогом в сельской местности.
По её мнению, помимо юридического разъяснения, следует создавать условия, чтобы молодые специалисты чувствовали себя желанными и имели все необходимые условия для труда, такие как жильё и социальная инфраструктура.

Екатерина Алтабаева. Фото: Парламентский фотоархив/ Пресс-служба СФ
Для более эффективного и простого решения этих проблем необходимо учитывать не только ответственность студентов, заключивших договор, но и создавать достойные условия работы молодым специалистам, которые приезжают работать на предприятия
Екатерина Алтабаева, зампредседателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре
Парламентарий подчеркнула, что речь идёт также о развитии социальной инфраструктуры, чтобы люди имели возможность не только работать, но и отдыхать, лечиться и путешествовать.
В Минобрнауки сообщили, что сейчас разрабатывается возможность для заказчиков целевого обучения размещать свои предложения на платформе «Работа в России». Это позволит молодым людям быстрее узнавать о возможностях заключения договора с теми или иными организациями.
Ранее Валерий Фальков подчёркивал, что целевое обучение будет качественно работать только в том случае, если его заказчики начнут ответственно подходить к этому способу обеспечения предприятий кадрами.
До этого глава Минцифры Максут Шадаев рассказывал о подготовке суперсервиса «Поступление в вуз онлайн», функционал которого будет расширен, и абитуриенты с помощью портала «Госуслуги» смогут заключить с работодателем договор целевого обучения.
Как отмечал сенатор от Запорожской области Дмитрий Ворона, необходимо активнее подключать вузы новых регионов к целевой системе приёма, так как потенциал у этого механизма с точки зрения качественной подготовки кадров велик.