Обновлено 20.02.2021
В СФ объяснили отказ поддержать правительственные поправки в закон о госзакупках
Председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов направил помощнику президента РФ Максиму Орешкину отзыв сенаторов на поправки к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ). В нем подробно объясняется причина отказа поддержать инициативу Правительства.
Сенаторы из комитета в ходе длительного изучения законопроекта, выявили ряд содержащихся в нем противоречивых моментов. Так, в документе полностью отсутствуют многокритериальные способы определения конкретных закупок, они фактически заменены на одноразовые процедуры аукциона, где есть фактически один критерий — это цена.
В такой ситуации нельзя выходить в закупки с инновационной продукцией, так как поставщик должен согласиться с техническими условиями, которые предложены.
Андрей Кутепов, глава Комитета СФ по экономической политике
В тексте письма отмечается, что механизм конкурентных переговоров, которые должны проводиться для того, чтобы определить, какие критерии можно задать закупаемому продукту, исходя из того, какие есть предложения на рынке, не используется. А Федеральная антимонопольная служба (ФАС) зачастую принимает конкурентные переговоры за сговор на рынке.
Кроме того, в СФ появились вопросы к введению понятия «рейтинг деловой репутации участника закупки». Основывается он на совокупной оценке опыта компании, формируемой в соответствии с правилами Правительства РФ на основании сведений из реестра контрактов, договоров с госкомпаниями, информации и документов об исполнении таких контрактов. В мировой практике рейтинги деловой репутации предпринимателей строятся на экспертной оценке рейтинговых агентств, что дает основание причислять их к результатам интеллектуальной деятельности.
У нас зачастую госконтракты выигрываются одними организациями, а реально исполняются другими – подрядчиками, субподрядчиками и субсубпорядчиками. «В частности, прогнозируется существенный перекос в сторону придания высокого рейтинга не реально исполнившему госконтракт исполнителю конечного звена, а организации – непосредственного контрагента госзаказчика», — говорится в письме.
Также в нем отмечается, что одной из основных проблем государственных закупок является неэффективная борьба с недобросовестными поставщиками.
Сенаторы просят обратить внимание, что фактически уровень конкуренции в сфере закупок находится на крайне низких значениях: не более трех заявок на один лот. При этом в рамках закона более 70% процентов от общей суммы закупок приходится на несостоявшиеся закупки и контракты, заключенные с единственным поставщиком.
Такая низкая конкуренция приводит к значительным потерям государства при проведении закупок. Наиболее распространенной причиной данной ситуации становится участие в конкурсных процедурах недобросовестных поставщиков товаров, работ и услуг, основным критерием по которым является ценовой, говорится в письме.
Как ранее сообщал «СенатИнформ», председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов призвал кабмин повременить с внесением очередных изменений в закон о госзакупках и изучить существующую статистику и положительные практики за время действия существующих норм 44-ФЗ.
Сенатор отмечал, что в настоящее время существует 76 редакций 44-ФЗ, две из которых вступят в силу в 2021 году. Бизнес, особенно малый и средний, не успевает приспосабливаться к изменениям, поэтому вся система теряет эффективность.