Обновлено 10.02.2021
В СФ призвали не торопиться с принятием поправок к закону «О контрактной системе»
В палате регионов прошло обсуждение проблем действующего законодательства в сфере муниципальных и госзакупок (товаров, работ, услуг), а конкретно — правительственного законопроекта, вносящего ряд поправок к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ).
Документ призван ускорить и упростить проведение госзакупок. В частности, предлагается переход на электронный документооборот в течение всего процесса закупки. При разработке была учтена часть рекомендаций Совета Федерации, но есть «ряд спорных положений», заявил глава Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов.
Как пример, сенатор привел механизм «универсальной стоимостной предквалификации», которым к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн рублей допускаются только участники с успешным опытом исполнения контракта в рамках 44-ФЗ.
По словам Андрея Кутепова есть риски, что при проведении конкурса по новым правилам могут быть отобраны несостоятельные контрагенты. При этом ответственность полностью ляжет на региональные власти, «поскольку именно они отвечают и будут отвечать за создание и функционирование социальных объектов».
Также сомнение вызывает возможность увеличивать рейтинг деловой репутации участника закупки только на основе объемов и количества выполненных госконтрактов. По мнению Андрея Кутепова, за выполнение стандартных услуг компании-поставщики будут получать высокий рейтинг, а производители уникального продукта будут отставать, даже обладая более профессиональными специалистами и уникальными технологиями.
Следует еще раз оценить последствия предлагаемой законопроектом «оптимизации», ответив на вопросы: основана ли она на объективных факторах и сможет ли действительно улучшить ситуацию в области государственных закупок
Андрей Кутепов, глава Комитета СФ по экономической политике
Замглавы Федеральной антимонопольной службы Петр Иванов, в свою очередь, заявил, что в законопроекте не оговорена конкретная форма рейтинга, а лишь отмечена возможность его создания. По словам представителя ФАС, главное — позволить поставщику доказать свою добросовестность.
Проектом закона также исключается возможность проведения конкурсов с ограниченным участием и двухэтапных. При этом в пояснительной записке сказано, что в 2019 году было размещено 24 извещения о проведении таких конкурсов, по итогам которых заключено 11 контрактов. Зачем исключать эту форму — вопрос открытый, считает сенатор Алексей Синицын.
Глава Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов сообщил, что сегодня существует 76 редакций 44-ФЗ, две из которых вступят в силу в этом году. Бизнес, особенно малый и средний, не успевает приспосабливаться к изменениям, потому вся система теряет свою эффективность.
Сенатор призвал кабмин повременить с внесением очередных изменений в закон о госзакупках и изучить существующую статистику и положительные практики за время действия существующих норм 44-ФЗ.