← Назад

Создано 18.11.2021

В СФ считают, что необходимо разработать единую концепцию развития ЗАТО

Фото: зато-северск.рф
Фото: зато-северск.рф

Необходимо разработать концепцию развития закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), определить целевые показатели их устойчивого роста, а также механизм достижения данных результатов. Об этом первый замглавы Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Владимир Городецкий заявил на совещании, посвященном мерам господдержки ЗАТО.

По его словам, Совет Федерации уделяет особое внимание данной проблеме. В частности, сенаторы настаивают на ускорении рассмотрения законопроекта, который Госдума приняла в первом чтении в октябре, о наделении Правительства правом продлевать срок применения пониженных тарифов страховых взносов для резидентов территории опережающего развития до 2024 года.

«Также общими усилиями Совета Федерации и Федерального медико-биологического агентства удалось добиться включения закрытых городов в программу «Земский доктор», — рассказал сенатор. Сегодня приезжающим на работу в ЗАТО медработникам предоставляют единовременные компенсационные выплаты.

Городецкий рассказал, что в настоящее время мероприятия, направленные на поддержку развития ЗАТО, реализуются в рамках различных государственных программ и федеральных проектов. Однако правительство регионов обращает внимание на отсутствие единой комплексной концепции развития ЗАТО.


Стратегия пространственного развития России до 2025 года также не относит эти города к числу центров роста или муниципальных образований, нуждающихся в приоритетной и дополнительной поддержке. Поэтому полагаю необходимым обеспечить разработку концепции развития ЗАТО, определить целевые показатели их устойчивого развития, а также механизм их достижения

Владимир Городецкий, первый зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера

По словам сенатора, опрошенные регионы и ЗАТО отмечают, что статус закрытых административно-территориальных образований налагает на муниципалитеты существенные ограничения, в том числе в части формирования доходов бюджета. Так, основной местный налог — земельный — практически не приносит дохода, поскольку большая часть земель занята стратегическими объектами, изъятыми из оборота, и налогом не облагается, другие земли ограничены в обороте и не могут быть переданы в частную собственность органами местной власти.

«Требуется принятие мер по повышению бюджетной обеспеченности ЗАТО на федеральном уровне. Возможности перераспределения налоговых доходов крайне ограничены, поскольку многие ЗАТО имеют ограниченную налоговую базу по большинству налогов и низкий потенциал для ее роста», — отметил парламентарий.

Поэтому, рассказал Городецкий, в числе мер финансовой поддержки развития закрытых городов эксперты называют прежде всего межбюджетные трансферты. Сейчас бюджетам ЗАТО предоставляется дотация из федерального бюджета на компенсацию дополнительных расходов и потерь бюджетов, связанных с особым правовым режимом. Но по информации регионов и ЗАТО размер дотации не покрывает все издержки и недополученные доходы, связанные с существующими ограничениями.

«Требуется корректировка методики предоставления федеральной дотации бюджетам ЗАТО. Нужно учесть климатические, транспортные, экономические факторы, влияющие на доходы и расходы их бюджетов», — убежден сенатор. Кроме того, он считает, что размер дотации необходимо каждый год индексировать с учетом уровня фактической инфляции.

Это интересно
  • НеИностранец - как живут иностранцы в России?