Обновлено 04.07.2022
Без решения суда невозможно будет забрать ребёнка из семьи
В России могут принять закон о том, что изъятие детей из семьи возможно только по решению суда, а также закрепить презумпцию добросовестности родителей и преимущественное право родственников на воспитание ребёнка, если он остался без попечения мамы и папы даже временно. Соответствующая инициатива была внесена в Госдуму 4 июля сенаторами и депутатами во главе с председателем Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андреем Клишасом. Поправки предполагается внести в Семейный кодекс РФ.
Благодаря им, в частности, должна появиться презумпция добросовестности родителей, то есть государство будет изначально признавать всех родителей добросовестными, а именно действующими в интересах детей, пока обратное не будет установлено вступившим в законную силу решением суда.
Андрей Клишас в своём Telegram-канале подчеркнул, что законопроект — первый из пакета поправок, «чтобы пересмотреть несправедливую действующую систему, при которой ни одна семья в России не защищена от произвола сотрудников органов опеки».
Сейчас в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса отобрание ребёнка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится, относится к полномочиям органов опеки и попечительства. По данным Минпросвещения РФ, в 2021 году из семей было изъяли 1862 ребёнка.
Законопроект предусматривает взамен действующего механизма «отобрания ребёнка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью» комплекс мер защиты детей, соразмерных тем угрозам, которые должны быть устранены, и не уничтожающих при этом содержание самого основного права ребёнка на его семью
из пояснительной записки к проекту закона
Уточняется, что в комплекс входят передача ребёнка под временную защиту его родственникам или иным лицам, права родителей обращаться в профильное ведомство с заявлением о назначении ребёнку опекуна или его временное устройство в специальную организацию на период, когда они по уважительным причинам не смогут осуществлять свои родительские права, а также закрепление права родителей привлекать для целей воспитания ребёнка родственников.
Все выше перечисленное предлагается изъятием не считать, так как по мысли авторов, изъятие ребёнка предполагает его принудительное разлучение с родителями, помимо воли родителей и ребёнка.
«Применение временных мер защиты допускается с учётом мнения ребёнка, достигшего возраста 10 лет», — сказано в законопроекте и уточняется, что для определения статуса ребёнка, в отношении которого применяются временные меры защиты, в семейное законодательство вводится термин «ребёнок, нуждающийся во временной защите».
Андрей Клишас также отметил, что инициатива подготовлена при активном участии представителей родительской общественности, и авторы проекта рассчитывают на конструктивный диалог со всеми парламентскими фракциями по нему в ходе предстоящей осенней сессии.
Как написала одна из авторов инициативы, член Комета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Елена Мизулина в своём Telegram-канале, на подготовку, обсуждение, согласование с родительскими организациями и научным сообществом этого документа ушло более 10 лет. За это время уточнила сенатор, было проведено более десятка заседаний Межведомственной рабочей группы, согласовано 72 концептуальных законодательных предложения, часть из которых реализованы в этом законопроекте.
Ранее Председатель СФ Валентина Матвиенко подчёркивала, что развитию уникальной целостной системы поддержки семьи и детей в России не сможет помешать ни пандемия, ни санкции. На заседании Совета при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей 27 июня спикер отметила, что «те меры поддержки, которые действуют сегодня в стране, очень тепло встречаются в российских семьях».